Сегодня 19 марта 2024 года, ВТОРНИК, (6 марта по ст. стилю)
"Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго" (Ирмос 2-й песни Великого канона)  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Председатель отдела Воронежской епархии по работе с правоохранительными органами принял участие в расширенном заседании Общественного совета ...  >>>
День православной книги отметили в Казанском храме с. Подклетное  >>>
В Прощеное воскресенье митрополит Воронежский и Лискинский Сергий молился за вечерней и возглавил чин прощения в Благовещенском кафедральном ...  >>>
Воспитанник Воронежской духовной семинарии занял I место по итогам III Общецерковной Олимпиады по богословию среди студентов выпускного курса ...  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

27 мая 2018 г •

"Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, Иже во языцех огненных апостолом послася. И Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую" (Ексапостиларий Пятидесятницы)

В день Святой Троицы, Пятидесятницу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил праздничное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе.

В праздник Пятидесятницы, именуемый также днем Святой Троицы, Благовещенский кафедральный собор Воронежской епархии был переполнен молящимися. Торжественное служение Божественной литургии и Троицкой великой вечерни возглавил Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, Глава Воронежской митрополии. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

День сошествия Святого Духа именуется днем рождения новозаветной Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа совершаются церковные Таинства, утверждается в мире христианская вера. Потому праздник Пятидесятницы, сошествия Святого Духа на апостолов, христиане встречают с особой торжественностью. По древней традиции, православные храмы и дома верующие в этот день украшают зелеными ветвями березы и цветами. Обычай этот сохраняется со времен Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались в Пятидесятницу зелеными ветвями - в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал на ней скрижали закона в 50-й день по исходе из плена Египетского. И Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. Также в этот праздник вспоминается явление Святой Троицы праведному Аврааму в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает нам также и ту дубраву. А еще цветущие ветви символически указывают, что под действием животворной благодати Святого Духа, действующего в Церкви Божией, человеческие души расцветают плодами добродетелей: "Святым духом всяка душа живится... светлеется Троическим Единством" (Степенна 4 гласа). Верующие также приходят на богослужение с букетами весенних цветов.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, составленные из ветхозаветных предуказаний на явление с небес Духа Святого и Его благодатное действие на святых апостолов, возвещающих миру Евангелие Христово:

"Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь".

"Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их".

"Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа".

К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе". (Русский перевод: "Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший (ко спасению) вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!").

Сошествие Святого Духа на апостолов было описано участником этого события святым евангелистом Лукой в книге Деяний святых апостолов. Это повествование было прочитано на Божественной литургии (приводим текст в русском переводе): "При наступлении дня Пятидесятницы, все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?" (Деян. 2, 1 – 11).

По сугубой ектении Глава Воронежской митрополии вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.

Перед причащением мирян с проповедью о великом значении нынешнего праздника к молящимся обратился клирик кафедрального собора священник Михаил Семенов.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 300 человек.

После отпуста литургии и чтения 9-го часа митрополит Сергий возглавил служение Троицкой великой вечерни. Богослужение началось умиленным, из глубины души, всенародным пением молитвы Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".

По совершении входа с Евангелием протодиакон возгласил великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!".

Затем Владыка Сергий вознес первую коленопреклонную молитву ко Господу. Чтение совершалось в отверстых Царских вратах, лицом к народу. Внимая молитве, все находящиеся в храме стояли в глубоком молчании, со смирением сердца преклонив колени...

"Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном: сотворивый небо и землю, и море, и вся созданная на них, прежде еже просити, всем прошения подаваяй, Тебе молимся, и Тебе просим, Владыко Человеколюбче, Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человеков, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Святаго и Марии Приснодевы, и Преславныя Богородицы: Иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя, егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание смиренным, и грешным, и недостойным рабом Твоим, мольбы приносити Тебе, в выи и колен преклонениих, о своих гресех, и о людских неведениих. Сам Многомилостиве и Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, и седении одесную Тебе Бога и Отца, низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Иже и седе на едином коегождо их, и исполнишася вси неистощимыя благодати Его, и глаголаша языки иными величия Твоя, и прорекоша. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас..."

Это первое коленопреклонение, совершаемое после Пасхального периода - с этого времени земные поклоны в храме и во время домашней молитвы совершаются обычным порядком.

Коленопреклонные молитвы, читаемые на Троицкой вечерне, были составлены в IV веке святителем Василием Великим. Две последующих коленопреклонных молитвы были прочитаны сослужащими Архипастырю клириками. (Тексты службы праздника Пятидесятницы, в том числе и коленопреклонные молитвы Троицкой Великой вечерни Вы можете прочесть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы).

Кратко об истории происхождения и значении праздника Пятидесятницы:

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и люди стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему - около 9 часов утра) в Сионской горнице (Деян. 1: 13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, которые опустились на головы апостолов, и светились, не опаляя их. Вместе с этим внешним явлением, последовало внутреннее изменение, совершившееся в душах апостолов - "исполнились все Духа Святаго" (Деян. 2: 4). Дух Святой навсегда исполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на неизвестных до сих пор ему языках стран, где он никогда не был. Этот "дар языков" для апостолов был одним из даров Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" - "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2, 37-41).

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать день Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16, 8), (Деян. 20, 16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам воспевать "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную". День Пятидесятницы издревле считался днем рождения новозаветной Церкви Христа Спасителя, созданной не человеческой суетной мудростью, но Божественной благодатью.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Здесь можно ознакомиться с богослужебными текстами праздника Пятидесятницы, в том числе текстами коленопреклонных молитв Троицкой Великой вечерни





ФОТОРЕПОРТАЖ:










































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.