Сегодня 20 июня 2019 года, ЧЕТВЕРГ, (7 июня по ст. стилю)
Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в Троицком храме (мкр. Боровое)  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
"Нам жизнь дана на добрые дела"  >>>
"Нам жизнь дана на добрые дела"  >>>
Митрополит Воронежский и Лисикнский Сергий освятил закладной камень в основание Казанского храма (мкр. Подклетное г.Воронежа)  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий вручил удостоверения выпускникам курсов повышения квалификации священнослужителей  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

31 июля 2015 г •

"Храните чистоту души"

Наталья Горенок: "Почему православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого - об этом наш рассказ".

Русский Никольский храм в Софии - одна из самых посещаемых церквей столицы Болгарии. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гроба архиепископа Серафима (Соболева). Почти каждый приносит с собой записку - "письмо" к владыке с просьбой помолиться о себе или близких. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа. Почему православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого ― об этом наш рассказ.

"Не огорчать Христа!"

На надгробии святителя по его желанию написаны слова псалма:от чрева матере моея Ты ecи мой Покровитель (Пс. 70, 6). Это не случайно: покров Божий он действительно ощущал над собой всю жизнь. Он был десятым ребенком в небогатой семье рязанских мещан Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых. Его мать при родах терпела страшные мучения и не могла разрешиться от бремени. По настоянию врачей решили приступить к операции, при которой младенец должен был погибнуть. В это время мать, придя в сознание, с клятвой запретила губить своего ребенка. И утром 1 декабря 1881 года, при первом ударе церковного колокола, младенец появился на свет. В Святом Крещении он был наречен Николаем.

С раннего детства его отличали искренняя вера и исключительная любовь к Богу и ближним. В последнем классе семинарии Николай загорелся желанием отдать Господу все свои силы и дал обет стать монахом. Однако мать хотела его женить, и Николай не препятствовал ее хлопотам ― по любви и послушанию. Но каждый раз помолвка необъяснимым образом срывалась. Тогда Мария Николаевна поняла, что Господь принял обет сына, и больше не препятствовала ему. Получив ее благословение, в 1904 году Николай отправился в Петербургскую Духовную Академию. Поскольку решение о поступлении было принято в последний момент, времени на подготовку уже не оставалось. Как вспоминал впоследствии сам владыка, сдать экзамены ему помогла только милость Божия: по его усердным молитвам на каждом экзамене выпадал именно тот билет, который он знал.

Эту помощь Божию нельзя объяснять простой человеческой "везучестью". Дело в том, что еще будучи совсем маленьким мальчиком Николай решил ни в чем не огорчать Христа. И он действительно жил так! С детства стремился исполнять заповеди бескомпромиссно. Однажды, когда будущий владыка учился в семинарии, ученики собрались, чтобы изобличить вора в их классе. Тот, поняв, в чем дело, сейчас же встал со своего места, подсел к Соболеву за его парту и опустил голову. Николай стал его утешать. Ему говорили: "Соболев взял вора под свое покровительство, а того не знает, что именно он украл у него новые галоши и перчатки". Но Николай, преодолев сопротивление всего класса, выхлопотал воришке увольнение по собственному желанию, то есть спас от позора на всю жизнь… Знавшие его люди говорят, что любовь к ближним у этого доброго пастыря всегда была необыкновенной. Причем чем больше было скорбей у него самого, тем больше любви он дарил людям. Своим духовным чадам он говорил: "В брате своем надо видеть ангела, а на его грех надо смотреть, как на болезнь", "Надо отделять человека от греха. Грех можно ненавидеть, а человека мы должны любить и жалеть".

В студенческие годы, живя в Александро-Невской Лавре, Николай каждое утро ходил к ранней Литургии, потом читал творения святых отцов и жития святых. Рассказывают, что в течение своей жизни он одиннадцать раз с сердечным умилением прочитал все 12 томов житий, составленных святителем Димитрием Ростовским. С горячей любовью он постоянно призывал святых в своих молитвах, в своих поучениях и проповедях часто приводил яркие примеры из их богоугодной жизни. Владыка говорил своим духовным чадам: "Когда мы умрем, тогда поймем, насколько близки были к нам Спаситель, Матерь Божия и все святые, как снисходили к нам в немощах наших и как исполняли наши молитвы".

Во время своей учебы в Академии Николай несколько раз посещал отца Иоанна Кронштадтского. Вот как вспоминал он свою последнюю встречу с великим пастырем весной 1907 года: "Прощаясь с нами, отец Иоанн сначала благословил Витю Раева… Вдруг отец Иоанн, как молния, бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: ″Да почивает над вами благословение Божие″. Я почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная, великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и словно бы парил в воздухе".

На 4-м курсе перед Николаем встал вопрос о постриге, но он терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг? Желая узнать волю Божию о себе, он письменно спрашивал об этом отца Иоанна Кронштадтского и старца Анатолия Оптинского, но они не ответили. Однажды, когда Николай читал житие недавно прославленного преподобного Серафима Саровского, его озарила мысль ― спросить преподобного Серафима, обратившись к нему, как к живому. Так он и сделал. Положив поклон перед книгой, как перед самим старцем, Николай помолился, открыл наугад житие и прочел: "В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у преподобного Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его жизненный вопрос: ″Есть ли воля Божия поступить ему и брату его в монастырь?″. Святой старец отвечал послушнику: ″Сам спасайся и брата своего спасай!″". Эти слова преподобного Серафима Николай принял, как дивное откровение от Бога. При постриге он получил имя преподобного Серафима! Кстати, монашество действительно принял и его родной брат Михаил, впоследствии архимандрит Сергий.

В изгнании

По окончании Академии отец Серафим служил в духовных училищах Житомира и Калуги (живя там, он часто посещал старцев Оптиной пустыни). В 1911 году он был назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год ― ректором Воронежской с возведением в сан архимандрита. Здесь застал его октябрьский переворот. В феврале 1918 года в Воронеже был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря, были вскрыты мощи святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Семинария была закрыта. В октябре большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря. Архиепископ Серафим стал очевидцем этих страшных событий и впоследствии говорил, что до сих пор помнит стоны мучеников из-под земли...

После начала Гражданской войны отец Серафим вместе со многими представителями русского духовенства оказался в Крыму. Здесь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1920 года, в Покровском кафедральном соборе Симферополя состоялась его архиерейская хиротония. Вскоре с великой скорбью он покинул Родину ― не по своему желанию, а по благословению старца-епископа Димитрия (Абашидзе), которого глубоко почитал. В августе 1921 года Святейший Патриарх Тихон назначил его управляющим русскими приходами в Болгарии.

Можно без преувеличения сказать, что он был душой всей русской колонии. Будучи сам в нужде и лишениях, заботился о бедных и больных русских людях: одних устраивал в больницы, для других добивался выплаты пособий, некоторых просто содержал сам. Не меньшую любовь он оказывал и болгарской пастве, которая тянулась к нему как к доброму пастырю. Владыка Серафим искренно полюбил эту страну. Будучи строгим монахом, он очень любил посещать главную святыню болгарского народа - знаменитый Рыльский монастырь, имеющий для Болгарии такое же значение, как Троице-Сергиева Лавра для России.

В 1934 году владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Поток людей, приходивших к нему для духовного окормления, все увеличивался. Озабоченные духовными нуждами и скорбями, они уходили от него окрыленными, чувствуя любовь владыки, обласканные им, с твердым упованием на милость Божию. Его дерзновенная молитва ко Спасителю и Божией Матери была чудодейственной, возвращала к жизни даже безнадежных больных, о чем сохранилось немало свидетельств. Святитель был наделен даром прозорливости, которая поражала всех. Но сам он старался скрывать ее, говорил: "Это случайно".

Однако его исключительные и очевидные для всех духовные дарования были вовсе не случайными. С момента пострига и до самой смерти он нес подвиг строгого поста (в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день), непрестанно молился, служил часто и с огромным благоговением.

Вместе с тем он был очень простым и открытым для всех людей. "Держать себя просто,- говорил он в своих наставлениях,- это значит не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом. Стать простым ― в этом заключается перемена жизни. Это и есть измена десницы Вышняго(Пс. 76, 11). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает Своею благодатью Бог". Владыка приводил слова праведного Иоанна Кронштадтского: "Поменьше своемудрия, побольше простоты". Еще одно наставление, которое он часто повторял: "Храните чистоту души". Чистота же его собственной души была такой, что еще при жизни люди видели в нем святого.

В Болгарии владыка написал ряд значительных богословских трудов. Главным из них является "Новое учение о Софии, Премудрости Божией" ― опровержение учения профессора Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова. Владыка видел, что после поражения обновленчества в России модернизм в Православии начал распространяться в других Поместных Церквах, и считал своим долгом ревностно защищать Истину. Он говорил: "Мои книги - это моя кровь". И действительно, в этой борьбе владыка не щадил само­го себя: он писал не только днем, но и по ночам, не давая себе от­дыха. За свой великий подвиг святитель удостоился от Бога кончины в день Торжества Православия.

О времени своего отшествия он был извещен заранее. Перед самой кончиной, окруженный духов­ными чадами, на вопрос о том, что же они будут делать без него, владыка ответил: "Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас". Улыбаясь, он сказал: "Пишите мне письма". Эти слова стали известными всем. Обращаясь к владыке Серафиму, люди так и поступают до сего дня.

Святитель продолжает свое служение

13-15 февраля в русском Никольском храме в Софии прошли памятные мероприятия, посвященные 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима. Ведется сбор материалов для канонизации святителя, которой с нетерпением ожидают все верующие болгары, включая Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, о чем сам он не раз говорил в ходе дней памяти.

Настоятель храма святителя Николая - Патриаршего Подворья в Софии - архимандрит Филипп (Васильцев) рассказывает, что почитание архиепископа Серафима ― глубокое чувство, которое объединяет многих людей: "Можно сказать, что в Болгарии нет ни одного человека, который не знал бы его. Многим владыка Серафим помогал. Помогал и нам в нашем храме. Наверное, благодаря его молитвам очень быстро прошла его реставрация, хотя, когда она начиналась, не было ни копейки денег. Но средства нашлись, и мы достойно смогли отпраздновать столетний юбилей того храма, духовный фундамент которого заложил владыка Серафим. Нынешнее его почитание основано на том, что он угодил Богу и продолжает свое служение Богу и людям и после своей кончины. По его молитвам, по обращениям к нему совершаются многие чудеса. За несколько месяцев на Подворье пришли десятки, сотни свидетельств об исцелениях от болезней, подтвержденные медицинскими документами, о разрешении сложных жизненных обстоятельств. Они действительно свидетельствуют о том, что Сам Господь прославил этого человека".

Газета "Православная вера" N 4 (528).

www.pravoslavie.ru






ФОТОРЕПОРТАЖ:

































© Воронежская митрополия - 2011-2019 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.