Сегодня 29 марта 2024 года, ПЯТНИЦА, (16 марта по ст. стилю)
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил освящение часовни в честь святого благоверного князя Александра Невского  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Общая исповедь духовенства Центрального благочиния и клириков Благовещенского собора  >>>
Общая исповедь духовенства Центрального благочиния и клириков Благовещенского собора  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил освящение часовни в честь святого благоверного князя Александра Невского  >>>
В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного ...  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

19 января 2023 г • Воронеж • Благовещенский кафедральный собор • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжественное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе

Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию и чин Великого водоосвящения.

Праздник Крещения Господня традиционно собирает под своды православных храмов большое количество верующих, спешащих вознести свои молитвы в этот светлый и радостный день, а также набрать "Великую Агиасму" - освященную "воду святых Богоявлений".

На торжественное архиерейское богослужение в главный храм Воронежской епархии собралось множество горожан. Божественную литургию по чинопоследованию святителя Иоанна Златоуста совершил Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии. Правящему Архиерею сослужили клирики Благовещенского кафедрального собора.

Богослужебные песнопения с особой торжественностью воспевал смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией, а также на явление миру Христа Спасителя при реке Иордан.

"Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"

"Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас".

"Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?". (Стихи первого антифона).

"Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия". (Припев второго антифона).

К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". (Русский перевод: "При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе").

За литургией было прочитано Евангельское зачало, повествующее о событии Священной истории, ставшем основой для нынешнего торжества:

"В те дни приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3; 13-17, текст приводится в Синодальном переводе).

Так при Крещении Сына Божия - Иисуса Христа на Иордане Бог-Троица явился людям в трех Божественных ипостасях: Бог Отец свидетельствовал гласом с Небес, Бог Сын принимал Крещение от Иоанна, а Бог Дух Святый сходил на главу Иисуса в виде голубя. От этого происходит название праздника - "Богоявление". В схождении Духа Святого в виде голубя был также знак для пророка Иоанна Крестителя. В Евангелии об этом говорится словами самого Предтечи: "Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1:33-34).

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую...". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).

После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью о празднике к молящимся обратился клирик Благовещенского собора иерей Илия Сазонов.

После заамвонной молитвы митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил чин Великого водоосвящения. При торжественном пении хором стихир, раскрывающих духовный смысл праздника, Архипастырь изнес на середину храма напрестольный крест, после чего было совершено каждение наполненных водой водосвятных чаш.

Затем были прочитаны паремии (Ветхозаветные тексты), в которых звучали пророчества о празднуемое ныне таинственном событии на Иордане, а затем митрополит Сергий возгласил Евангельское зачало, повествующее об исполнении этих пророчеств - о Крещении Господа Иисуса Христа (Мк. зач. 2).

После мирной ектении, в которой Церковь от лица всех верующих молитвенно испрашивала у Бога благодатные дары людям, с благоговением принимающим сию освящаемую воду, Владыка Сергий возгласил особую проникновенную молитву чина Великого водоосвящения (приводим фрагмент, касающийся описания милости Божией к человеческому роду, выразившейся в схождении в наш мир Сына Божия):

"...Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев...".

По завершении молитвы, при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...", митрополит Сергий и сослужащие священники совершили троекратное погружение креста во все водосвятные чаши, установленные в храме.

Освященной водой - Великой Агиасмой - были окроплены молящиеся, затем священнослужители окропили алтарь, весь храм, классы воскресной школы и все помещения на территории кафедрального собора.

Напомним, что чин Великого водоосвящения совершается дважды – в Крещенский сочельник (канун) праздника и в самый день Богоявления. Благодатное действие воды, освященной в эти дни – едино, никакого различия нет.

Сосуд с освященной водой хранится в храмах, верующие хранят Богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная накануне и в день праздника Крещения Господня вода используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, освящения домов и различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается верующими как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".

Церковный Устав не предписывает в этот день никакого "ритуального омовения" в водоемах. Известно, что раньше купание в Крещенской проруби - "Иордани" - назначалось как епитимия (церковное наказание) за грех гадания на Святках или за участие в гульбищах с переодеванием в животных или бесов. Для всех верующих купание в этот праздник не является обязательным и от грехов не освобождает. Душа человека очищается только от сердечного покаяния и участия в Церковных Таинствах.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты праздника Богоявления с параллельным русским переводом


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Молитва о Святой Руси
В Крещенский сочельник митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение в восстанавливающемся Богоявленском храме г. Воронежа
Сюжет телеканала "Союз": Архиерейское богослужение совершено в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа в праздник Богоявления



ФОТОРЕПОРТАЖ:










































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.