|
27 сентября 2024 г • Воронеж • Благовещенский кафедральный собор • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ |
"Величай, душе моя, пречестный Крест Господень!"
В праздник Воздвижения Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
На аналое в центре храма во время богослужения возлежал украшенный живыми цветами Крест, изнесенный из алтаря за всенощным бдением накануне праздника.
Богослужебные песнопения молитвенно воспевал смешанный митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых звучали слова ветхозаветных предуказаний на славу Креста Господня и новозаветных текстов, повествующих об исполнении пророчеств:
"Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть".
"Господь воцарися, да гневаются людие, седяй на Херувимех, да подвижится земля".
"Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли".
"Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуиа".
О славе Креста Господня возвещалось в зачале из послания апостола Павла: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1:18).
Евангельское чтение за Литургией повествовало о страданиях Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, который сделался для верующих, по слову церковного песнопения, "оружием мира, непобедимой победой" (см. кондак праздника).
На сугубой ектении были произнесены прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую..." и прошение "о Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви.
После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха проповедь о нынешнем празднике произнес клирик Благовещенского кафедрального собора иерей Алексий Демин.
Поле отпуста литургии на середине храма, у Креста, было совершено славление - духовенство со всем народом пропели тропарь: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". После пения хором кондака праздника, было пропето величание и совершено поклонение Кресту с пением особого тропаря: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
О ПРАЗДНИКЕ:
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши".
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли к месту погребения тело усопшего. Поочередно стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест (отсюда название праздника - Воздвижение), чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Кирие, элеисон" (греч.- "Господи, помилуй"), поклонялся Честному Древу. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября нов. ст.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединилось другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось также 14 сентября (27 сентября нов. ст.).
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. По преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения Христова и принадлежит грекам.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Святоотеческое слово: Святитель Андрей, архиепископ Критский - "Слово на Всеславное Воздвижение Креста"
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский: Слово на Воздвижение Честного Креста "Крест честный возносимый видяще, возвеличим купно и славу дадим Единому Избавителю и Богу, взывающе: Распныйся на Древе крестнем, не презри молящихся нас" (Стихира малой вечерни службы Воздвижения Креста Господня)
|