Сегодня 24 июня 2017 года, СУББОТА, (11 июня по ст. стилю), 00 ч 43 м
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил общее собрание преподавателей семинарии  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
"Завтра была война…"  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил общее собрание преподавателей семинарии  >>>
В День Святого Духа Глава Воронежской митрополии совершил архипастырский визит в п. Латная  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил общее собрание преподавателей семинарии  >>>


















































Рейтинг@Mail.ru

15 апреля 2017 г • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Живите с готовностью делать добро"

Ответы митрополита Сергия на наиболее важные и интересные для большинства воронежцев вопросы, заданные в ходе прямой линии, организованной РИА "Воронеж", опубликованы в газетах "Воронежский курьер" (N15 от 11.04), "Семерочка" (N14 от 13.04) и в периодических районных изданиях.

"В редакции РИА "Воронеж" прошла прямая линия с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием. В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы читателей и журналистов портала, а также на телефонные звонки и письма жителей Воронежа и области. Глава Воронежской митрополии рассказал о том, как в пасхальную седмицу поминать умерших, что такое страх Божий, можно ли венчаться без гостей и кому подавать милостыню.

- Сейчас идет много дискуссий о том, нужно ли передавать в ведение Церкви Исаакиевский собор или он должен оставаться музеем? Что Вы об этом думаете? Каков был статус собора до революции?

- До революции Исаакиевский собор был главным храмом Русской Православной Церкви и всего государства. Со времен Петра I Церковь в России была, по сути, государственным департаментом. Святейший Правительствующий Синод фактически не мог принимать самостоятельных решений. Определения Синода утверждал государь император, а представлять их на утверждение императора имел право только обер-прокурор Святейшего Синода – лицо светское. Поэтому не следует думать, что положение Церкви в России при царской власти было господствующим.

Исаакиевский собор никогда не был на балансе Церкви, он всегда принадлежал государству. В нем ежедневно совершались богослужения, на которых в особо торжественных случаях присутствовал император. Благодаря тому, что после Октябрьской революции в соборе был организован музей, он не был разрушен, как храм Христа Спасителя в Москве и многие другие.

У нас есть опыт успешного сотрудничества Церкви и музеев в отношении использования храмов. Главный пример – это Московский Кремль. Второй совместный проект – поэтапная, с 1946 года, передача Московской Патриархии архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры при сохранении в ней ряда музеев, которые многие десятилетия продолжали функционировать в различных зданиях.

Правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области сочло возможным передать Исаакиевский собор Церкви, но не в собственность, а в пользование. Что это значит на практике? Например, до передачи нужно было с директором музея согласовывать каждое богослужение – теперь этого делать не нужно. Сотрудничество музея и Церкви было всегда конструктивным; надеюсь, останется таким и впредь. Жаль, что факт передачи Церкви исторически важной для всей России святыни определенными силами используется для политических провокаций.

- Должен ли человек бояться Бога? Мы знаем о страхе Божием, но в Библии много обращений к людям, в которых говорится: "не бойтесь". Например: "И сказал Моисей народу: не бойтесь, Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили" (Исх. 20: 21).

- Для правильного понимания этого вопроса нужно определить, что именно подразумевается под страхом Божиим. Это отчасти объясняет приведенная цитата из Ветхого Завета: пророк призывает народ бояться согрешить, чтобы не оскорбить Бога, желающего всем только блага. Поэтому Бога нужно любить так, как ребенок любит родителей – и при этом боится их оскорбить или огорчить. Не наказания он опасается, а боится расстроить, обидеть близких людей. Это – высшая форма страха, основанная на любви. Таким же должно быть и наше отношение к Богу: следует понимать, что желая приблизиться к Нему, мы должны становиться чистыми людьми. Стремление к Богу может стать даже опасным при условии, если человек продолжает оставаться несовершенным, нечистым душой, неисправимо-грешным: "Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель" – сказано в Священном Писании (Втор. 4: 24). Моисей на Синайской горе созерцал только отблески славы Божией (человек не может видеть Бога во всей славе, лицом к лицу: "…сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33: 20)). Но мы знаем из Священного Писания, как после схождения Моисея с горы сияло его лицо! Он вынужден был закрывать покрывалом свою голову, чтобы не ослеплять грешных своих соплеменников даже отблеском славы Божией. (См.: Исх. 34: 29-35). Нечестие мешает людям становиться причастниками благодати Божией. И наоборот: "начало мудрости – страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им", – учит нас Священное Писание (Притч. 1: 7). Соблюдающие Заповеди Божии могут избежать в жизни многих несчастий, потому что "страхом Господним уклоняется всяк от зла" (Притч. 15: 27). Нужно осознавать свою испорченность, каяться в совершенных грехах и просить Господа о прощении, а главное – опасаться прогневлять Его новыми неправдами и злодеяниями: в этом выражается необходимый для человека страх Божий.

- Почему Церковь мало проповедует трезвый образ жизни?

- Трезвый образ жизни Церковь проповедует постоянно – в храмах звучит Священное Писание, священники произносят проповеди. Но люди, далекие от Церкви не желают этого слышать. Поэтому вопрос алкоголизма в обществе с Церковью не связан. Он связан с духовным состоянием самого общества, с отношениями людей в семье, с проблемами воспитания. В любой стране мира, не только в России, люди прибегают к этому средству, чтобы снять стресс и напряжение. Но в первую очередь семья должна научить человека ответственности: сначала – по отношению к самому себе, а потом – и ко всем людям, с которыми он общается. Каждый должен научиться решать жизненные проблемы без помощи алкоголя, а общественные институты призваны помочь в этом.

К сожалению, и среди верующих есть люди, злоупотребляющие алкоголем. Когда с ними беседуешь об их жизни, то видишь, что в какой-то момент они "сдали позиции", устали и нашли легкий путь уйти от проблем – в забытьи. Это беда всего человечества, а не специфическая российская. Как с ней бороться? Человеку нужно работать над собой каждый день, заниматься воспитанием своей личности. И тогда не страшен ни алкоголь, ни наркотики, ни "клубы самоубийц". Поэтому повторю: алкогольную, наркотическую и другие зависимости людей следует воспринимать как государственную проблему, поскольку самый легкий путь сделать государство слабым – это воспитать слабого гражданина.

- Несколько лет назад пропала без вести моя десятилетняя дочь. Мы не знаем, жива она сейчас или нет. Родственники молятся о ней, как о усопшей, а я – как о живой, о здравии. Как нужно молиться, если неизвестно, жив человек или умер?

- В практике церковной жизни используются заупокойные молитвы о умерших и иные молитвы – о здравии, за живых людей. Однако в Священном Писании сказано: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых" (Мк. 2: 27); это означает, что и все отошедшие от нас в мир иной живы перед Богом. Поэтому на Литургии частицы за живых и за усопших в богослужебную Чашу влагаются вместе с общей молитвой: "Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде…". Так что не беспокойтесь: если Ваша дочь жива, то ей не может быть вреда от заупокойной молитвы. Ваши родственники решили, что девочки нет в живых? – Это не должно Вас смущать, ведь прошло много времени. Несомненно, что для Вас, как для матери, этот вопрос очень болезненный, поэтому Вы можете попросить своих близких впредь молиться за нее, как за живую, и они должны пойти вам навстречу. Но не забывайте: у Бога все живы!

- Моей покойной сестре будет 40 дней на второй день Пасхи, 17 апреля. Псалтирь в Светлую седмицу не читают. Как нам провести этот день?

- Действительно, в Пасхальную седмицу заупокойное богослужение не совершается. Придите в храм заранее, до начала службы, подойдите к священнослужителю – он запишет имя и помолится за вашу сестру в алтаре, на проскомидии. Ради 40-го дня священник может пропеть в храме или на могиле усопшей пасхальным чином литию, на которой тоже помянет вашу сестру. В этот день сходите на кладбище, помолитесь своими словами. Дома можно собрать родных и друзей, помянуть покойную. Если 40 дней выпадает даже на первый день Пасхи – также нужно подойти к священнику заранее, вечером и попросить помолиться о новопреставленном на проскомидии.

- Должны ли у верующего человека обязательно быть дома иконы, и какие именно?

У православного христианина в доме обязательно должны быть иконы. Это может быть икона Спасителя или Божией Матери, почитаемого Вами святого, а также того святого, чье имя Вы носите. Определите иконам достойное место, зажигайте перед ними лампаду по праздничным и воскресным дням.

Но иконы не должны быть украшением или предметом коллекционирования. Икона – посредница между первообразом, изображенным на ней, и Вами. Молясь перед иконой, Вы обращаетесь не к доске или краскам – Вас слышит Господь и Его святые угодники. По Вашей вере Вам дается ответ, человек получает просимое.

Если иконы или другие освященные вещи пришли в негодность – отнесите их в храм: священник знает, что нужно делать в этом случае. Но не выбрасывайте их и не пытайтесь как-то утилизировать самостоятельно.

- Что значат для христиан именины и как их справлять?

Таинство Крещения предваряется чином наречения имени. По старинной традиции, ребенка нарекали именем на 8-й день после рождения, а крестили на 40-й день. Как правило, нарекали новорожденного именем святого, память которого приходилась на день рождения или Крещения ребенка. По современной практике можно выбрать любое имя, которое есть в святцах – и день памяти этого святого будет днем тезоименитства (именинами, или по-народному – днем ангела). В этот день сходите в храм, исповедуйтесь, причаститесь Святых Таин, помолитесь своему святому Небесному покровителю. Можно собрать друзей, но празднуйте в меру, сохраняя святость дня и благоговение к памяти своего святого.

- Как подготовиться к венчанию? Можно ли венчаться без гостей и свидетелей? И как все сделать по закону Божьему и по старинной традиции?

- Все традиции, связанные с венчанием трудновыполнимы для настоящего времени. Раньше все начиналось с чина обручения: по крайней мере за месяц священник объявлял в храме, что состоится обручение пары. Если имелись причины, по которым брак не может состояться, то можно было об этом объявить священнику. После обручения назначалась дата венчания, и в этот период также родственниками или прихожанами мог быть заявлен протест. Если препятствия к браку не были обнаружены, совершалось Венчание – торжественно, при собрании множества людей.

Если вы хотите венчаться без гостей, то можете поступить по своему желанию, но должны присутствовать хотя бы двое свидетелей Таинства бракосочетания, которые держат венцы над головами новобрачных. Священник должен предварительно поговорить с женихом и невестой, убедиться, насколько серьезны ваши намерения. Он обязательно посоветует, чтобы пара исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин; расскажет о том, что вы вступаете в фазу новых отношений, свидетельствуете о своем браке перед Богом и людьми, и с этого момента сделаете все, чтобы хранить и укреплять свою семью. Это серьезная, трудная ежедневная работа. Как с ней справиться? Совет очень простой: никогда не обращайте пристального внимания на отрицательные стороны характера супруга или супруги. При любых, даже критических обстоятельствах, находите что-то положительное, погасите напряженность улыбкой, ласковым взглядом. А к себе – наборот, относитесь критически! Говорите себе, что в случившемся Вы сами виноваты не меньше, чем Ваш муж или жена. Если будете так работать над собой, ваша семейная жизнь будет долгой и счастливой.

- Как Вы считаете, правильно ли было бы праздновать православное Рождество одновременно с католическим?

- В начале ХХ века в России переход на новый, григорианский стиль обсуждался на государственном уровне, но этому помешала сначала Первая мировая война, а потом революция. Тем не менее, реформа была полностью подготовлена, и молодое советское государство ввело григорианский календарь – так называемый новый стиль. Святейший Патриарх Тихон даже однажды совершил Рождественскую службу по новому стилю, но народ не пошел в храмы 25 декабря, зато 7 января (в Рождество по старому стилю) храмы были переполнены. Православный народ не принял нового стиля, поэтому от принятия григорианского календаря Церковь отказалась. Масштабные гонения на Церковь, начатые большевиками, основательно закрепили в сознании народа введение нового стиля как деяние противоцерковное, так что до сих пор вопрос о нем воспринимается как попытка политического или иного давления на исконное Православие.

В настоящее время одни Поместные Православные Церкви живут по старому стилю, другие – по-новому. Это не мешает единству Евхаристического общения. Возможно, острота календарного вопроса со временем спадет, взгляды изменятся и все православные вновь будут иметь единые календарные даты церковных праздников. Но Пасха во всех Православных Церквах и сейчас празднуется в один день – по юлианскому (лунному) календарю.

- Можно ли молиться своими словами, и нужно ли учить наизусть молитвы?

- Если речь идет о ежедневной молитве, то лучше молиться по текстам, данным в молитвослове – в них отражены высшие молитвенные переживания святых людей. Представьте, что весь народ утром молится этими проникновенными и глубокими словами, и эта совместная молитва возносится к Богу! Конечно, это не исключает возможности в определенных ситуациях молиться и своими словами. Не смущайтесь, если в беде или в радости из сердца польются к Богу слова просьбы или благодарности, отличные от печатного текста молитвослова.

- Сейчас очень много людей просят деньги на улицах. Как и кому нужно подавать милостыню?

- Если Вы готовы оказать милость человеку, то не задумывайтесь, куда он эти деньги потратит. Главное – что он в беде, просит о помощи, а Вы его пожалели. Еще лучше, если Вы отнесетесь с большим участием и постараетесь вникнуть, чем можно помочь в обустройстве его жизни.

Если вы считаете, что человек эти деньги употребит себе во вред (приобретет алкоголь или наркотики), то не подавайте, Вас никто не осудит. Но милостыню подавать надо. Пусть Вы не подали тому, кто стоит на улице в неприглядном виде, но при этом знаете, что Ваш сосед или родственник находится в тяжелом положении и у него "язык не поворачивается" просить, он стыдится своего бедственного положения. Помогите ему: деньгами, продуктами, одеждой, причем так, чтобы не задеть его чувств, не обидеть. Живите с готовностью сделать добро. Не пожалейте для нуждающегося хотя бы нескольких монет – и Ваше добро непременно вернется к Вам сторицей!

- Сейчас в 4-х классах общеобразовательной школы преподаются "Основы православной культуры". Следует ли расширить преподавание на последующие классы, или для изучения вопросов веры достаточно воскресных школ?

- Основы христианской веры действительно изучают в приходских воскресных школах. А в государственных или частных школах преподается совсем другой предмет – Основы православной культуры. Той самой, наследниками которой все мы являемся: культуры Пушкина, наших великих писателей и художников. Это наша народная и потому священная память. Дети, живущие в мусульманских регионах, изучают культуру ислама; существует богатая буддистская культура – ее изучение уместно там, где она преобладает. В изучении же православной культуры в школах России я не вижу ничего, кроме пользы. И очень хорошо было бы этот вполне светский предмет изучать как можно глубже и совершеннее".



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Редакция РИА "Воронеж" провела Прямую линию общения воронежцев и жителей области с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием
































© Воронежская митрополия - 2011-2017 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.