Сегодня 4 мая 2024 года, СУББОТА, (21 апреля по ст. стилю)
"Живота Сокровище, како зрится мертв? Ужасающеся Ангели взываху: како во гробе заключается Бог?" (Похвалы на "Непорочнах" ...  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий рукоположил выпускника Воронежской духовной семинарии Алексия Шацкого во диакона.  >>>
Священнослужитель принял участие в мероприятии, посвященном 90-летию Воронежской области  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Только искреннее обращение к Богу с просьбой о прощении грехов даст возможность ...  >>>
Материалы Российского Православного Университета для распечатки и распространения в приходах в печатном виде  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

10 июня 2012 г • БУТУРЛИНОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

"Селение славы Твоея, Господи, утверди во век века..."

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Чин великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с.Великоархангельское Бутурлиновского района.

Его Высокопреосвященствоу сослужили благочинный Бутурлиновского церковного округа протоиерей Александр Беляев и клирики благочиния.

За Божественной литургией митрополит Сергий совершил рукоположение клирика Благовещенского кафедрального собора диакона Константина Крючкова во иерея.

По окончании богослужения Владыка Сергий обратился к духовенству и прихожанам со словами поздравления с знаменательным событием в жизни села - совершившимся Великим освящением новосооруженного храма.

Благотворителям и помощникам строительства и благоукрашения храма Его Высокопреосвященство вручил церковные награды: медаль святителя Митрофана Воронежского III степени депутату государственной Думы Юрию Алексеевичу Селиванову и Благословенные Архиерейские грамоты - Василию Ефимовичу Романцову и Николаю Дмитровичу Копий.

Чин освящения храма заключает в себе:

- устройство Престола (святой Трапезы);

- омовение и помазание его;

- облачение Престола и Жертвенника;

- освящение стен храма;

- перенесение и положение под Престолом и в Антиминс святых мощей;

- заключительные молитвы, отпуст и многолетствование священнодействовавшему Архиерею и создателям храма.

Устройство Престола совершается таким образом. Прежде всего Архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы Престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски Престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, Архиерей окропляет святой водою верхнюю доску Престола с обеих сторон ее, и она полагается на Престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом Архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы Престола, утверждает доску на Престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения Престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и Архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и Жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный Жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и Жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма - устройство святой Трапезы.

Омовение и помазание Престола святым Миром. После утверждения Престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз - розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва Архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению Жертвенника. При омовении Престола водою поется 83-й псалом, а после омовения Престол отирается полотенцами. Вторичное омовение Престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения Архиерей говорит слова 50-го псалма: "Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся", а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску Престола, затем каждый священник губою вытирает "Трапезу".

После омовения Трапезы Архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности Трапезы: один посередине Трапезы, а другие два - по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов Престола и на ребрах; наконец, на Антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: "Вонмем", а Архиерей трижды произносит: "Аллилуиа". Хор в это время поет 132-й псалом: "Се что добро или что красно". После миропомазания Престола Архиерей возглашает: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!"

Облачение Престола. После помазания Миром Престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как Престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя - "срачица" и верхняя - "индития". Надев на Престол нижнюю одежду ("срачицу"), священнослужители троекратно опоясуют Престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании Престола поется 131-й псалом. После облачения Престола в нижнюю одежду Архиерей возглашает: "Слава Богу нашему во веки веков". Потом освящается верхняя одежда Престола (индития), и ею облачается Престол при пении 92-го псалма: "Господь воцарися, в лепоту облечеся", затем на Престол возлагают после окропления святой водою илитон, Антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу ("Благословен Бог наш…"), Архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, Жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно Престолу. При облачении Жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на Жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения Престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами - западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом ("Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих"), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и Архиерей, сняв митру, читает пред Престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и Жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, "о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды". После этой молитвы Архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа Архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле Престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под Престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход: Архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам - свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: "С миром изыдем", и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: "Иже во всем мире мученик Твоих…" и "Яко начатки естества…".

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: "Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже…". При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг Престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: "Святии мученицы…" (дважды) и "Слава Тебе, Христе Боже.." (единожды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а Архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: "Благословен еси, Христе Боже наш", восклицает: "Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы". Певцы внутри храма поют: "Кто есть сей Царь славы?" Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда Архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, читаемая на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы Архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: "Господь сил, Той есть Царь славы". Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, Архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: "Якоже вышния тверди благолепие…", и полагает дискос со святыми мощами на Престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, Архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под Престол в среднем столпе его как в основании Престола.

После положения мощей под Престолом Архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в Антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: "Господи Боже, Иже и сию славу", Архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. После этой молитвы произносится малая ектения, после которой Архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа Архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): "Господу помолимся, рцем вси", и кадит кресту. Хор поет: "Господи, помилуй" (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который Архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие священнодействовавшему Архиерею и создателям храма. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.

После освящения храма в нем совершается Божественная литургия.

Тропарь на обновление храма, глас 4:

Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления Богородицею, всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас 4:

Небо многосветлое Церковь показася, вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2:

Обновление духа в сердцах и просвещение внутренним даруй, верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя, Едине во святых прославляемый.






ФОТОРЕПОРТАЖ:












































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.