26 декабря 2025 г., ПЯТНИЦА, (13 декабря ст.)
Воронеж • Благовещенский кафедральный собор

17 июня 2012 г • В Неделю всех святых, в земли Российской просиявших, богослужение в Благовещенском кафедральном соборе совершил викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей


За Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе епископ Андрей совершил рукоположение воспитанника IV курса ВПДС СЗО Евгения Чайкина во диакона.

В первое воскресение Петрова поста совершается память Всех святых в земле Российской просиявших. Это особый день чествования наших соотечественников - мы прославляем их подвиги и воспеваем их святость.

Среди живших в нашей стране просияли преподобные, иерархи, благоверные князья, мученики и священномученики, праведные и Христа ради юродивые, целый сонм святых жен, имена которых известны или не дошли до нас, угодившие Богу словами, делами и самой жизнью. От их имен и Русь получила тезоименитство, стала называться "Святой".

В богослужебных гимнах мы воспеваем мудрость князей, незлобие и вольное страдание мучеников, самоотверженное служение Христу юродивых и праведных. Иные наполнили грады и пустыни, иные пошли до краев отечества, иные отправились в другие страны, неся свет апостольской веры, являя собой ангельское житие терпением, подвигами и любовью к Богу. Они отложили житейскую суету, преодолели притяжение к страстным увеселениям, взяли на себя Крест и последовали за Христом. Они не щадили души своей в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (см. Ин.12:25). И в момент испытания веры от гонителей они предпочли умереть, чтобы пребывать там где Небесный Отец и Сын Его Иисус Христос. Земля Русская пропитана их кровь, хранит в себе их тела, но души угодников Божиих обитают сейчас на небесах. Как поется за богослужением праздника, ныне "бесчисленный сонм сродников наших предстоит Царю Славы и молебно ходатайствует о нас".

Первейшие русские мученики Борис и Глеб уже в начале ХI века показали образец характерно русской святости: лучше отдать жизнь в руки брату, чем вступать в братоубийственную войну. Их родители и прародители, святой Владимир и княгиня Ольга, после познания истиной веры, направили все силы и богатство государства на просвещение народа, ради общественного блага. А святые печерские затворники начиная с Антония и Феодосия, неприхотливостью жития и мудростью разума как магнитом притягивали не только киевлян, но жителей окрестных городов и русских княжеств. Православная вера сделала из многих разрозненных славянских племен единое государство, мощь которого была в святости, напряженном поиске Правды Божией. Удивительно то, что в церковном почитании Отечество земное словно теряет свои территориальные границы. В сонм русских святых, к сегодняшнему празднику, мы прибавляем святого Григория, просветителя Армении, Нину, просветительницу Грузии, апостола Симона Зилота и Иоанна Златоуста окончивших жизнь в Абхазии, священномучеников Климента и Мартина, пап Римских, и целых семь святителей закончивших жизнь свою в Крыму и в Херсонской земле. Не говоря уже о том, что Кирилл и Мефодий, учители Словенские, и апостол Андрей Первозванный чтутся в списке святых исконно "русских" святых. А сколько русских святых вышло за пределы родной земли: праведный Иоанн Русский, просиял в Греции, преподобный Герман трудился на Аляскинских островах, святитель Иннокентий был апостолом Америки, а святой Николай стал основателем церкви Японской. Нам до сих пор неизвестно: сколько русских подвижников в ХХ веке окончили жизнь свято во Франции, Америке, и, даже, Австралии.

Однако, помимо порядочных людей, в России всегда были и преступники и разбойники. С того часа как согрешил наш прародитель Адам в Раю, грехи и беззакония постоянно наполняют всю землю, в том числе и землю Русскую. Но почему же мы не напрасно гордимся Родиной и носим имена сынов России? Потому, что для нас самое ценное, - как писал святитель Иоанн Шанхайский, - "самое драгоценное, самое великое - это святость".

"Святость" - это нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. Все, что посвящено Богу, люди или предметы, в Библии именуется "святым" (напр., Лев 27:9). Соответственно и народ Божий, Церковь, как отделенный на служение Богу должен быть "свят" (см. Исх 19:6).

В древности все члены Церкви назывались "святыми" (Пс 88:20; Рим 15:26), поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте. Святость – это ключевое понятие православной духовности. Святость не тождественна нравственному совершенству, хотя и обозначает высшее нравственное состояние человека (ср. Лев 19:2; Мф 5:48; Лк 6:36). Если следовать Ветхому и Новому Завету, тот человек называется благочестивым, морально чистым и совершенным, кто Богом освящен и Богу принадлежит.

Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр.4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел (см. Рим. 7:12). Свят Иисус Христос, Сын Божий (Лк.1:35), а от Его Тела - и вся Церковь. В Церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия "святых" даже горы, пещеры, острова и озера.

Но святость тем отличается от моральности, что она не автономна. Это как минимум отношение двоих: Бога и человека. Человек, называющийся святым, уже как правило является нравственным, но отличается духовным совершенством и близостью к Богу. Святость – это результат жизни человека, который стремиться быть с Богом неразлучно. Как писал апостол Павел: "плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим.6:22). "Жизнь вечная", "Царство Небесное", "святость" – это категории одного порядка. Это понятия объясняющие бытие с Богом.

Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Если слова молитвы Господней "да приидет Царствие Твое" непреложны, и мы верим в них, то – да. Как писал св. Иоанн Кронштадский "когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие".

Как же это возможно для того, кто должен зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, беспокоиться о порядке в коллективе, контролировать работоспособность техники, выполнять много других задач, которые отнимают время и силы. Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге? Как мы видим в житиях святых, это не далеко всегда являлось обязательным условием. Бог вездесущен. Как пишет св. Иоанн Кронштадский, Бог усматривается "в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном". Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир "как через стекло" (см. 1Кор.13:12). Но степень чистоты этого "стекла", т.е. чистоты нашего зрения зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – это и есть мера святости, значит, она доступна для человека любого времени.

Это мы видим и по подвижникам древности и по современникам, сродникам нашим, русским святым, у Бога прославленным. Они для нас – путеводная нить от земного к Небесному отечеству. "Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь - так и мы, - писал святитель Иоанн Шанхайский, - должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству…".

Поэтому и мы сегодня просим в молитвах "сродников наших, именованых и безымянных,... небесного Сиона достигших и славу от Бога приемших", да испросят нам, в скорбях сущим, утешение, укрепление падшей веры, единство и единомыслие всех рассеянных по земле русских людей.

Тропарь всем святым, в земли Российской просиявшим, глас 8:

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Молитва ко всем святым, в земли Российской просиявшим:

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2025 г.