9 декабря 2021 г., ЧЕТВЕРГ, (26 ноября ст.)
ВОРОНЕЖ

18 октября 2012 г • Прямая линия общения воронежцев с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием состоялась в редакции городского еженедельника "Мое"

В течение часа Владыка Сергий отвечал на телефонные звонки читателей газеты и вопросы журналистов.


18 октября с 13 до 14 часов в редакции городского еженедельника "Мое" проходила прямая линия общения воронежцев с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.

Свои вопросы Владыке задавали журналисты издания - лично, в кабинете главного редактора, а читатели - по телефону. В общей сложности поступило около двадцати звонков. Как всегда при живом общении, затрагивались самые различные темы: от проблем семейной жизни и установки поклонных Крестов до истории с панк-молебном в храме Христа Спасителя и времени наступления конца света. С мудростью и отеческой любовью Архипастырь ответил на предложенные вопросы.

Впервые при проведении прямой линии была организована онлайн-трансляция беседы на сайте издания www.moe-online.ru.

В завершение встречи Генеральный директор Издательского дома “Свободная пресса” Юрий Иванович Таранцов преподнес Владыке Сергию подарочную коллекцию DVD-дисков "Библиотека фильмов о Православии".

Наиболее интересные вопросы и ответы из состоявшейся прямой линии опубликованы на страницах еженедельника "Мое". Текст публикации предлагаем вниманию посетителей нашего сайта:

"Митрополит Сергий: "Живите спокойно, о конце света не думайте"

В редакции "МОЕ!" состоялась "прямая линия" с митрополитом Воронежской и Борисоглебской епархии

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий возглавил нашу епархию 9 лет назад, а вот в редакции нашей газеты Владыка не был еще ни разу. В минувший четверг, 18 октября, Его Высокопреосвященство заглянул в "МОЕ!", чтобы в ходе "прямой линии" побеседовать с нашими читателями. Звонков было много. В течение почти полутора часов митрополит Сергий отвечал на вопросы воронежцев и наших корреспондентов. Удалось обсудить самые разные темы: от животрепещущих сегодня вопросов об отношениях между Церковью и государством, заканчивая темами личными (например, "Зачем человеку ходить в церковь?"). Самые интересные вопросы и ответы мы публикуем сегодня на страницах "МОЕ!".

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

"В ажиотаже вокруг "Pussy Riot" виновато следствие"

В последние месяцы в СМИ и социальных сетях широко обсуждались скандалы, в которые так или иначе пытались втянуть Русскую Православную Церковь. То вдруг в центре внимания блогеров оказывались дорогие часы на руках Патриарха, то ломались копья вокруг скандальной выходки панк-группы "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя. В ходе прямой линии с митрополитом Сергием в "МОЕ!" мы не могли обойти стороной эти вопросы.

– Безусловно, произошла спланированная атака, – считает Владыка. – Православие для России – скрепа. И те люди, которые видят будущее мира без сильной России, естественно, должны убрать скрепу – то есть скомпрометировать Церковь. Сейчас невозможно провести репрессии, невозможно всех перестрелять и пересажать. Поэтому привлекают внимание к таким вещам. Была возможность сделать это с Pussy Riot - сделали. А потом это перехлестнулось на Церковь.

Отвечая на вопрос о своем отношении к этим событиями, митрополит оговорился, что от лица всей Церкви имеют право говорить лишь Патриарх и Священный Синод, поэтому он выскажет исключительно свое личное мнение. То, что сделали "Pussy Riot", по словам митрополита, "мерзко".

– С точки зрения Церкви они должны понести наказание. Духовное. Если они православные – епитимью*, – пояснил митрополит и добавил: – Мы не можем претендовать на то, чтобы предать их суду. Это не дело Церкви. (Епитимья – добровольное исполнение христианином определенных дел благочестия, предписанных ему духовником за грехи после покаяния в них. – "Е!".)

Вместе с тем, митрополит отметил, что, по его глубокому убеждению, ажиотаж вокруг этой истории – вина следственного комитета, который, как он считает, затягивал расследование дела.

У всех на устах в последнее время и часы Патриарха Кирилла. Напомним, часы Breguet стоимостью около 30 тысяч долларов на руке предстоятеля Русской Православной Церкви заметили блогеры. После этого началось широкое обсуждение вопроса о том, уместно или неуместно Патриарху иметь такие дорогие вещи.

– Что касается часов Патриарха, это вещи надуманные, – считает митрополит Сергий. – Я знаю, что Патриарх не покупал этих часов, ему их подарили. Они ему нравились. Они замечательные, точные, о таких часах писал еще Пушкин... Конечно, мне советы очень трудно давать. Но в этом случае, если это смущает общество, нужно пойти навстречу и обратиться к обществу: "Смущает такая вещь? Тогда мы ее употребим на благие дела, продав на аукционе".

ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА

Денег от государства РПЦ не получает

В прошлом столетии Церковь от государства натерпелась. Но сегодня многие считают, что Православная Церковь срослась с российским государством. Однако митрополит Сергий на прямой линии не раз отмечал, что отношения не такие тесные и радужные, как может показаться, несмотря на то, что первые лица страны регулярно появляются в храмах во время православных праздников.

– В российском законодательстве Русская Церковь и все религиозные объединения выглядят бледно, – говорит митрополит. – Сейчас, к сожалению, все построено не на законодательном уровне, а на личных благоприятных отношениях представителей власти к религиозным организациям. Но завтра любой президент, или премьер, или кто-то еще придет и скажет: "Хватит ребята! Вы больше мне не интересны и нам не по пути!". И законодательно мы опять провалимся в яму...

Митрополит напомнил, что финансовой поддержки от государства Русская Православная Церковь не получает. Церковь не освобождена от оплаты коммунальных услуг, а здания храмов, в том числе и те, которые считаются памятниками федерального значения, РПЦ содержит на свои деньги. Напомним, сейчас активно идет передача Церкви зданий, построенных когда-то для религиозного назначения. С одной стороны - для Церкви это безусловное благо. С другой - на Церковь, а значит, на прихожан легла обязанность реставрировать эти здания и содержать их. По словам митрополита, государство за сроки реставрации спрашивает строго.

Есть ли спайка Церкви и власти?

В качестве одного из аргументов, что Церковь и государство якобы слишком тесно сотрудничают друг с другом, противники такого сближения приводят высказывание Патриарха Кирилла на встрече представителей религиозных конфессий с Владимиром Путиным незадолго до последних выборов президента. Напомним, что во время этой встречи Патриарх сказал, что из системного кризиса 90-х годов удалось выйти "чудом Божиим при активном участии руководства страны" и что Путин сыграл огромную роль "в исправлении кривизны истории". Представители оппозиции усмотрели в этих словах признаки политической агитации. Однако митрополит Сергий уверен, что Патриарх допустил эти высказывания, поскольку является человеком искренним.

– Любой политик всегда хочет, чтобы его поддержали. В советское время политик, поддержанный Церковью, был бы скомпрометирован. Но, начиная с Бориса Николаевича Ельцина, близость политика к Церкви стала важна. Патриарх Кирилл – человек искренний, и то, что он говорил, – правда. Путин для Церкви сделал много, пусть и не в законодательном плане. Вот пример. Еще будучи исполняющим обязанности президента, он отправился во Владимир. И губернатор области во время визита показал Путину на собор, находившийся в то время в ведении государства. Мол, представляете, как попы распоясались, просят собор им отдать. А Путин ему говорит: "Так отдайте". "Как "отдайте"?", – опешил губернатор. "А вот так и отдайте, – ответил Путин. – Ведь это здание построили, чтобы там люди молились". Поэтому Патриарх говорил то, что чувствовал. Осуждать его за это странно. И ругать Путина за то, что он хорошо относился к церкви и позволил ей укрепиться, тоже странно. Вот в этом и есть "спайка" государства и Церкви, а больше ни в чем.

Надо быть терпимее друг к другу

Владыка Сергий – противник активного участия Церкви в политической жизни. Один из недавних примеров – отказ митрополита благословить крестный ход против разработки никелевых месторождений в Воронежской области. Митрополит объясняет это тем, что Церковь должна вести людей к Богу, а не на демонстрации.

– Я спросил тех, кто ко мне обратился: "Ведь вы же пойдете в этом крестном ходе с политическими плакатами?", – рассказал митрополит. – "Ну а как же?!", - ответили протестующие, – "Нам же нужно высказать свою позицию". Но ведь это уже политика, а не обращение к Богу! Я напомнил, что какая у нас власть, какой у нас президент – зависит от нас: это же народ из своей среды выдвигает своих представителей! Проявляйте инициативу, ходите на выборы, говорите об этом явно, а не на кухне, будьте политически активны, нравственны в личной жизни – и тогда вы будете хозяевами жизни. Но Церковь – не такая структура, которая должна работать против какой-то политической партии или каких-то лидеров.

Поинтересовались корреспонденты "МОЕ!" у митрополита и его отношением к тем, кого СМИ сейчас называют "православными активистами". Напомним, в последнее время появляется все больше защитников Церкви, которые ведут себя несколько агрессивно.

– Сейчас стала модной подмена духовной жизни. Мы не требуем от верующих ничего особенного. Ты просто веруй, ходи в храм, знай свою веру и традиции – и будешь все получать от Бога по своей вере. Нашим активистам, которые начинают что-то защищать, я бы посоветовал быть более терпимыми. Нужно понимать, что мы пережили 70-летнее государственное атеистическое давление. И, хотим мы того или нет, это отразилось на мироощущении, на подкорке сознания людей. И поэтому одни воспринимают Церковь так, другие по-другому…

ЦЕРКОВЬ И ЧЕЛОВЕК

Зачем ходить в храм

В ходе прямой линии мы коснулись и вопросов личных взаимоотношений верующих с Церковью. К примеру, немало людей сегодня задаются вопросом, зачем ходить в храмы. Бытует мнение, что для общения с Богом не нужны никакие посредники. Главное, якобы, чтобы Бог был в душе. Вот что думает по этому поводу митрополит Сергий:

- Хорошо, если Бог в душе. Но бывает, что тот, кого ты принимаешь за Бога, оказывается совершенно другим субъектом… На жизненном пути возникает много искушений. Когда мы приходим в храм, то получаем благодать Святого Духа, которая помогает нам нести трудности жизни и отличить пшеницу от плевел.

Об этом же спрашивали и наши читатели.

- Добрый день, Владыка! Меня зовут Всеволод. Есть много людей, которые творят добро, верят в справедливость, разделяют общечеловеческие ценности. Но при этом не считают себя православными верующими и не ходят в церковь. Одновременно есть люди, которые и храмы посещают, и крест носят, но не совсем понимают, зачем это делают. Как вы относитесь к этим двум типам людей?

- Очень похвально, если человек старается жить нравственно. Но у верующего человека есть очень простая логика. Он знает, что его существование не заканчивается земной жизнью. Поэтому он воспитывает себя и готовит к большому экзамену – переходу в Вечность. Человеку неверующему, который считает, что после его смерти от него ничего не останется, нужны дополнительные стимулы для нравственной жизни – мнения родных, общества... Это трудный путь, поэтому я бы им посоветовал идти более легким путем. А что касается людей, которые являются церковными, но в то же время далеки от церкви, то и такое бывает, к сожалению. Есть люди, которые ходят в церковь, но остаются эгоистами, не хотят выходить из этой скорлупы. Но мы верим, что каждый человек может меняться. И я с любовью отношусь и к тем, и к другим людям…

– Здравствуйте, меня зовут Ираида Викторовна. Уважаемый Владыка, верующим непривычно видеть статуи возле храмов. Сначала была одна – святителю Митрофану, теперь появился памятник Ксении Петербургской. Мы привыкли молиться перед образами, но сейчас многие молятся и перед статуями, как католики. Как к этому относиться?

- Статуи, конечно, больше присущи католической культуре. Однако и в православии статуи были и есть. К примеру, святой Нил Столобенский так изображался, святитель Николай. Барельефы на стенах храма Христа Спасителя также изображают эпизоды из житий святых. В Белгороде очень много статуй – равноапостольного князя Владимира, митрополитов. Многие греческие города украшают статуи святых иерархов. Ничего здесь плохого нет, и я думаю, что смущений здесь никаких не должно быть.

Предохраняться грешно?

Читательница "МОЕ!" Наталья поинтересовалась у митрополита Сергия, грешно ли пользоваться противозачаточными таблетками, которые прописал для лечения врач.

– Любое вмешательство в нормальный процесс греховно, – уверен Владыка Сергий. – Но вам следует обсудить все нюансы со священником. Придите к духовнику: например, к отцу Борису Белоглазову в Благовещенский собор и посоветуйтесь с ним.

К слову, до сих пор нет единого мнения о том, допустимо ли с точки зрения Православия пользоваться контрацептивами. Так, в Основах социальной концепции РПЦ различают контрацептивы двух видов – абортивного и неабортивного действия. По мнению некоторых священнослужителей, применение последних, в принципе, допустимо. Категорически Церковь не одобряет лишь намеренный эгоистичный отказ супругов от рождения детей. Однако Владыка Сергий в данном вопросе непоколебим:

– Всякое искусственное прерывание зачатия или беременности греховно, – считает Владыка. – Неправильно превращать общение с женщиной или мужчиной исключительно в удовольствие, или, как сейчас модно говорить, в "пользу для здоровья", потому что первая и основная задача брака – это рождение детей.

Как вести себя в храмах других конфессий

– Уважаемый Владыка, вас беспокоит Анна. Многие сейчас ездят в Европу. Я тоже была недавно в европейских странах. Туристы часто заходят в католические соборы. Можно ли православным там молиться, ставить свечки? Это приветствуется?

- У нас есть соборное определение - если наши общие святыни находятся в стенах римо-католического здания, и если мы туда приходим и прикладываемся во время богослужения, мы никому не должны мешать. Нужно потихонечку подойти, приложиться к святыне, никого не смущая, не нарушая общий ход богослужения. А в Иерусалиме на Гробе Господнем совершают и православные, и католики и все традиционные христианские церкви свое богослужение. Можно перекреститься и в лютеранском храме, лютеране – люди терпимые. Но если вы прибыли в мусульманскую страну и пришли поклониться какой-то христианской святыне, или в Иерусалиме пришли ко Гробу пророка Давида – будьте внимательны с внешним проявлением благочестия, иначе ваша неосторожность вызовет бурю негодования.

"Е!" - А можно ли молиться у стены плача в Иерусалиме?

– Это не наша практика православная, чтобы молиться у стены плача, но в принципе такое допускается, когда паломники с благоговением подходят к этой стене, осязают ее, лобызают ее, молятся, потому что стена была свидетельница и проповедей, и жизни Христа. Поэтому это для нас тоже святыня.

"И среди священников нет идеальных людей"

– Здравствуйте, меня зовут Галина. На въезде в Воронеж и многие другие города области стоят кресты. С какой целью они установлены? Просьба рассмотреть вопрос о том, чтобы крестов не стало. Это не очень хорошо.

- Надо быть терпимее друг к другу. Я редко использую данные статистики, но официальные итоги проведенных опросов нам говорит, что только 7% населения Воронежской области считает себя неверующими людьми. Около 90% говорят, что они православные люди. Такое соотношение говорит само за себя. Да, действительно, у нас светское государство, но я вам скажу, что ни один крест не устанавливается по моей воле или воле священников. Обычно это народ ходатайствует перед местной властью.

– Я атеист, я уважаю чувства верующих. Но мои чувства тоже должны уважать…

– Вы не просто атеист. Ваша философия ближе к сатанизму, учению которого претит символика любой религии. 70 лет советской власти и атеистического режима не искоренили в народе веру. Это данность. И если вы атеист, то должны быть лояльны к чувствам большинства.

Галина также задала владыке вопрос о проблемах качества кадров в РПЦ. Читательница поделилась личным наблюдением, как священник, сидя за рулем автомобиля, сначала перекрестился, а затем смело нарушил правила.

– Нарушая правила дорожного движения, подвергая опасности жизнь людей, человек совершает грех и в этом он должен каяться, – говорит Владыка Сергий. – Но вы должны понимать, что идеальных людей нет нигде. И я не идеален. Откуда приходят священники? Из того же общества, которому присущи все эти привычки, ошибки. Да, семинария исправляет; да, в процессе служения священнослужитель работает над собой. Но я не скрываю, есть и такие, кто закостеневает, утверждается в своих греховных привычках. Их меньшинство, но они есть. Что мы с ними делаем? Разбираемся, работаем с этими людьми, применяем различные санкции, вплоть до запрещения священнослужения.

Когда случится конец света?

В последнее время то и дело звучат панические прогнозы о приближающемся конце света. Некоторые особенно восприимчивые граждане ожидали апокалипсис и в мае прошлого года, и в сентябре нынешнего, теперь ходят разговоры о календаре Майя, который, якобы предсказывает гибель Земли в декабре 2012 года. Об этом митрополита Сергия в ходе "прямой линии" спросил наш читатель Алексей.

– Что наступит раньше: Бог устроит Страшный суд, или человечество само себя уничтожит в результате, скажем, войны? – поинтересовался Алексей.

– А вы уже сейчас ждете Страшного суда? – улыбнулся митрополит Сергий.

– Мы все закончим рано или поздно, – философски заметил Алексей.

Митрополит посоветовал нашему читателю жить спокойно, поскольку конец света наступит не скоро.

– Христос сказал: "Когда я приду второй раз судить живых и мертвых, то вряд ли найду веру", – объяснил Владыка (см. Евангелие от Луки, глава 18, стих 8). – Пока люди верят в Бога, конца света не наступит. И это относится не только к христианам, но и к мусульманам, которые тоже сохраняют веру. Когда Христос придет для Страшного суда, зло будет преобладать в обществе, человечество будет жить по законам лжи. Я вам скажу, что никакая война не приблизит конец света, причиной вселенской катастрофы может стать лишь состояние нравственности людей. Но даже если в этот момент человек покается, Господь продлит историю существования человечества на Земле. Поэтому живите спокойно, о конце света не думайте, будьте нравственным и полезным для общества человеком!

Оксана КОЗЛОВА, Роман ПРЫТКОВ, Владимир МАЗЕНКО".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2021 г.