
5 марта 2014 г • В среду первой седмицы Великого поста епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Ильинском кафедральном соборе Россоши
Его Преосвященству сослужили исполняющий обязанности секретаря епархиального управления иерей Роман Вылуск и духовенство собора.
Вечером Преосвященнейший Владыка совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
По окончании богослужения Правящий Архиерей обратился к пастве:
"Сегодня мы подошли к пределу третьего дня Великого поста. В этот особый день мы имели возможность причаститься Святых Христовых Таин Животочных Ребр Христовых, воспеваемых Церковью как купель, в которой мы получаем обновление и сердечное подкрепление. Святые отцы уподобляют это сочетание описанию псалмопевца: "Хлеб же сердце человека укрепит". Сам Христос называл Себя Хлебом, сходящим с небес и заповедовал Своим ученикам воспринимать Его плоть, чтобы быть в тех кто питается Им, тем самым сочетать в Себе воспринимающих Его. Таким образом, Христос соединяет всех в единое тело Церкви Божией.
В эти святые дни Церковь предлагает образцы покаяния и плача о грехах человеческих. Церковь свята и непорочна, но в ее Богочеловеческий организм проникают люди, части Иуды тела Церковного, которые имеют в себе множество болезней, поэтому Церковь еще называют обществом кающихся грешников. И мы согрешили перед Богом и несем печать греха от рождения, которую восприняли от праотцев Адама и Евы. В купели крещения мы омываемся от своих грехов, получаем новую одежду существа человеческого, которую освятил Христос Своим пришествием. Но живя на земле поддаемся множеству соблазнов и искушений, воспринимаем греховный опыт, составляющий навык жизни, тем самым оскверняем боготканную одежду.
В сегодняшних паремиях за Литургией Преждеосвященных Даров говорилось о сотворении Богом из праха земного человека, в которого вдохнул дыхание жизни. Умирая духовно, мы превращаемся в земной прах, но в момент смерти физической, когда плоть наша прекратит свое существование, мы станем прахом видимым, смешавшимся с землей, из которого некогда был воздвигнут первый человек. Человек наш современник, проживающий свой отрезок времени в новом веке и возвращающейся в этот же самый прах и землю, показывает, что ждет каждого из нас.
Людям живя на земле, невозможно не согрешить. Человек обращается во грех и следует за ним, уклоняясь от очей Божиих, но Господь может подать помощь и силу, которые способны побороть греховные привычки. В идеальном состоянии, в момент нашего обращения ко Христу через покаяние, мы должны оставить прежнюю не знающую Бога языческую греховную жизнь и стать святыми, выйдя из купели обновления. Но наша жизнь такова, что мы обращаемся к Богу и затем падаем, и падая опять восстаем, и так снова и снова. Главное для человека научиться находить в себе силы восстания и стремления к тому, чтобы больше не предавать Христа и не уклоняться к греховным навыкам. Если отступим от данного нам образа, жизни по заповедям, в святости, добродетели, милости, взаимной любви, предстоянии перед Богом в молитве, то уподобимся людям, о которых рассказывается в одном из тропарей покаянного канона. Песнописец в беседе с душой приводит на память судьбу городов, в которых было проповедано Евангелие, но не обратившихся и не исправивших своей жизни. Бог не пощадил их и предал большему осуждению, чем жителей Содома и Гоморры, которые за нечестие и плотское неистовство были преданы огню геенны и память о них стерлась с лица земли, за исключением воспоминаний о том, как Господь их покарал.
Нам, людям Нового Завета, надлежит быть более острожными и внимательными, ибо нам уже не предстоит ожидать Мессии-Искупителя, но пришествие Мессии-Судии. Поэтому слыша слова Евангелия, зная о Церкви Божией, как о теле, которое должны составлять святые, то войдя в него как кающееся грешники, будем обновлять свое существо постом, покаянием и молитвой, украшать чистотой и добронравным житием, омывать себя слезами плача о своих грехах и беззакониях. Подобные примеры добродетели явили многие святые, которых мы призываем в помощь для подкрепления телесных сил и прохождения земного пути. Жизнь человека не может быть беспечальной, без скорбных обстоятельств, но в них находятся разрешения, которые подаются нам, если приложить молитвенный труд в обращении к Богу, и в том случае, когда являются необходимыми для нашей жизни. Но если преобладают стремления к земному удовлетворению, в которых мы забываем, что тело превращается в прах и отдает душу свою, то сможет ли она войти в жизнь вечную или эту душу ожидает вечное осуждение с теми кто слышал слова Евангелия, но не обратился к ним и не понял того, что Христос однажды искупив человека, затем придет, чтобы его судить.
Дай Бог, чтобы в эти святые дни мы приняли жизнью своей ощущение необходимости постоянного подвига, молитвы, бдения, бодрствования и жизни по заповедям Господним. Церковь предлагает нам Великий пост как средство, которое учит воздержанию, смирению, любомудрию, любви и милости к ближним. И таким образом устраивая жизнь и настроение, не предаваться житейской суете, не вникать в ее малозначимые обстоятельства, но искать и найти как можно глубже детали и мелкие части души и сердца, которые порой затворяем и не исследуем, но содержащие в себе корни греха и нечестивой неправедной жизни. Да благословит Господь наше молитвенное предстояние и пост в эти святые дни. Да укрепит нас в добром подвиге во славу честного Его Имени.
Аминь!"