6 декабря 2024 г., ПЯТНИЦА, (23 ноября ст.)

1 июня 2015 г • 1949-06-12 Слово архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в день Святой Троицы

"Удаление от всякого греха - главное условие сохранения благодати Святаго Духа, которая есть самое драгоценное для нас благо". Произнесено в русском храме-подворье во имя святителя Николая в Софии.


Ныне Святая Церковь празднует сошествие благодати Святаго Духа на апостолов. С этого момента начала существовать на земле Святая Церковь, ибо благодать есть ее основа. Если бы сошествие благодати Святаго Духа не было, то не было бы на земле Святой Церкви Христовой. Тогда не было бы и Таинств, через которые Церковь преподает верующим сию благодать. Тогда спасение от греха, проклятия и смерти не могло бы совершаться в нашей жизни; мы не могли бы соединяться со Христом, ибо этим спасающим и соединяющим нас с Богом средством является благодать Святаго Духа, и мы были бы обречены на вечные мучения. Вот почему ап. Павел сказал: Благодатию бо есте спасени чрез веру (Еф. 2:8).

Если бы на апостолов не сошла благодать Святаго Духа, тогда не воссияло бы в сердцах верующих людей Царство Божие с его святостью и райским блаженством, ибо благодать является основою и Царства Божиего. Недаром тот же ап. Павел сказал, что Царство Божие есть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17). Иначе сказать, св. апостол в этих своих словах говорит, что Царство Божие есть благодать Святаго Духа в ее дивных проявлениях праведности, мира и радости. И как же может быть иначе, когда Сам Господь приточно уподоблял Царство Божие многоценному бисеру (Мф. 13:46-47), сокровищу, сокровенному на селе (Мф. 13:44), и талантам (Мф. 25:14-30). Под Царством Божиим, как свидетельствуют св. отцы Церкви, разумевается именно эта возрождающая благодать Святаго Духа, которая сошла на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова, а затем стала сообщаться верующим через Таинства Церкви. Отсюда понятно, почему св. Симеон Новый Богослов учит, что возрождающая благодать Святаго Духа есть Царство Божие, есть Царство Небесное.

Ясно, что сия благодать является самым великим, самым драгоценным для нас благом. Она была венцом и целью всего Божественного домостроительства в деле нашего спасения. Ради дарования нам сей благодати Господь пролил Свою Кровь на Кресте. Поэтому-то Он и сказал Своим ученикам: Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть). Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7).

Что может быть драгоценнее Крови нашего Спасителя? - Ничто на свете. Следовательно и благодать Святаго Духа, дарованная нам Кровью Христа, есть самое драгоценное для нас благо.

Спрашивается: какой же спасительный для нас вывод следует из сказанного, мои возлюбленные о Христе чада? Если благодать Святаго Духа есть самое драгоценное сокровище, то будем дорожить этим сокровищем. Поэтому, получивши от Бога эту благодать через Таинства Церкви, будем всецело стремиться к тому, как бы ее не потерять, как бы от нее не отпасть. К сему побуждает нас и св. ап. Павел, говоря: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. 12:15). Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12:28).

Но мы должны не только бояться, как бы не потерять благодати - этого величайшего сокровища. Мы должны стремиться приумножать сию благодать, чтобы она вскрылась в нас через исполнение Божественных заповедей, и в нашей жизни были плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…, о каковых плодах говорит ап. Павел в своем послании к Галатам (Гал. 5:22-23).

Конечно, мы не уподобимся тому лукавому рабу, который, получивши от Господа божественный талант, закопал его в землю (Мф. 25:18); мы приумножим благодать, полученную от Бога, если будем избегать всякого греха. За грехи благодать Святаго Духа отступает от нас, ибо благодать и грех несовместимы, как несовместимы свет и тьма. Тот же ап. Павел говорит: Кое бо причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тме? (1 Кор. 6:14-15).

В особенности будем, возлюбленные, избегать гордости. Она есть мать всех грехов, страстей и пороков. Она ослепляет нас и заставляет всегда заблуждаться, всегда грешить, всегда печалиться, унывать, тосковать и еще здесь предвкушать вечные адские мучения. Поэтому, будем всемерно удаляться гордости и ее самого пагубного для нас порождения - осуждения. За гордость и осуждение Господь наказывает нас страшными бедствиями. Он даже предает нас постыдным страстям и не прекращает нас наказывать до тех пор, пока мы не смиримся.

Если так гибельна для нас гордость, то будем всеми силами своей души стремиться к смирению и к проистекающему от него самоосуждению. За это смирение Господь избавляет нас от всех бед и зол, подает нам благодать для неуклонного исполнения Его заповедей, изливает на нас все свои неизреченные милости и соединяет нас навеки с Собою для предвкушения еще здесь Его божественной радости.

Будем подражать в смирении святым. Несмотря на все свои нравственные совершенства, на все свои благодатные дарования, они считали себя первыми грешниками и не ближних, а самих себя считали виновными во всех своих напастях. Какой великой святости и какой благодатной высоты достиг св. ап. Павел, но он о себе сказал, что он есть первый из всех грешников (1 Тим. 1:15). Какого нравственного совершенства достиг преп. Серафим Саровский, и каких изумительных видений и откровений Господь его удостоил! Ему многократно являлись во всей Божественной славе Спаситель и Пречистая Божия Матерь. Подобно ап. Павлу он был вознесен до третьего неба и созерцал райские обители.

И что же? Незадолго до своей смерти он ходил к приготовленной для него могиле и горько плакал. На вопрос, почему плачет, преп. Серафим отвечал: "Очень несовершенно прожил свою жизнь". Вот почему он от всего своего сердца с глубоким сокрушением не иначе называл себя, как грешным и убогим Серафимом, и особенно любил тех, которые никогда и никого не осуждали.

Пусть нашими первыми учителями в стяжании смирения будут Христа ради юродивые. Они всю жизнь боролись с гордостью. Те похвалы, которые являются гибельным порождением тщеславия и гордости, и коих мы так ищем, они ненавидели и даже считали своим позором. Лет тридцать тому назад, в бытность мою архимандритом и ректором Воронежской Духовной семинарии, я ежегодно ездил в Задонский монастырь для поклонения мощам святителя Тихона. Тогда же я посещал и расположенный близ самого Задонского монастыря женский Скорбященский монастырь, в котором жила и подвизалась великая раба Божия Христа ради юродивая Лиза. За дивное ее смирение Господь даровал ей великие дары исцеления и прозорливости, очевидцем проявлений каковых даров я был лично. Однажды, будучи в этой женской обители, я увидел Лизу среди монастырского двора, окруженную крестьянскими женщинами. Я подошел к ним. Женщины, обернувшись ко мне и указывая на Лизу, сказали: "Она угадывает", т.е. имеет дар прозорливости. При этих словах Лиза заволновалась, стала ругаться, схватила свою корзинку, наполненную камнями, склянками и всяким мусором и быстро побежала к игумении жаловаться на крестьянских женщин. Игумения сообщила мне, что Лиза пожаловалась на них за то, что они опозорили ее перед о. архимандритом, т.е. сказали, что она прозорливая. За такое смирение благодать Святаго Духа блистала в жизни этой юродивой своими дивными проявлениями.

Так и в нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, благодать, полученная нами с момента Крещения, будет дивно раскрываться в своих проявлениях, если мы будем смиряться. Тогда эта благодать, как исшедшая от Духа Святаго, Духа Истины, предохранит нас от гибельных заблуждений, поставит нас на истинный путь спасительной жизни, ибо обогатит нас своим божественным ведением. Тогда ради нашего смирения эта благодать, исшедшая от Святаго Духа, которую Господь назвал силою (Деян. 1:8), незримо будет всегда вливать в нас божественную силу для борьбы со грехом и страстями, для неуклонного соблюдения нами всех спасительных заповедей. Тогда Божественная благодать, как исшедшая от Духа Святаго, Духа Утешителя, будет для нас источником утешения в скорбях, она далеко отгонит от нас демонский мрак печали, уныния, тоски и отчаяния, навеки соединит нас с Господом и мы еще здесь будем испытывать райское единение со Христом, а после нашей смерти эта благодать, как одежда Христова, покроет нас от всех бесовских мытарств и введет нас в чертог Христа, в Его Небесное Царство для вечного блаженства. Сего да сподобит нас Господь Своею благодатью, как истинных причастников Святаго Духа, по неизреченной любви к нам Своего Божественного Отца и всей Святой Троицы - Отца, Сына и Святаго Духа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами (2 Кор. 13:13). Аминь.

По материалам сайта "Православна беседа, русская версия". http://pravoslavie.domainbg.com/rus.

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.