5 декабря 2024 г., ЧЕТВЕРГ, (22 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

9 сентября 2015 г • Интервью митрополита Воронежского и Лискинского Сергия опубликовал еженедельник "Аргументы и факты в Черноземье"

N 37, 2015 г.


ОТВЕТ ВРЕМЕНИ

Митрополит Сергий о главных ценностях и современных проблемах.

Сотрудники нашей редакции были приглашены в Воронежское Епархиальное управление, где состоялась встреча с митрополитом Воронежским и Лискинским СЕРГИЕМ.

Вначале генеральный директор "АиФ – Черноземье" Александр ГОЛОВИН вручил Владыке Сергию уникальное издание – "Детскую книгу войны", где силами корреспондентов "Аргументов и Фактов" были собраны воедино детские дневники военных лет. Его Высокопреосвященство поблагодарил за столь значимый подарок, отметив, что сохранение воспоминаний свидетелей столь страшных событий сегодня очень важно. Затем Владыка Сергий ответил на актуальные вопросы, касающиеся семейных отношений, демографии, толерантности и патриотизма.

О СЕМЬЕ

- Владыка, по Вашим наблюдениям, как в воронежском обществе меняется отношение к понятию "семья"?

- Говоря о семейных ценностях, мне хотелось бы подчеркнуть: современные супруги, к сожалению, не хотят осознавать своей ответственности друг за друга. Для сохранения добрых отношений нужно прилагать усилия. Люди и в браке должны уметь оставаться друзьями, в любых жизненных ситуациях поддерживать один другого. Проявляйте предупредительность, гибкость, меняйте свои привычки и предпочтения ради сохранения семейного единства!

Брак будет счастливым и успешным только при условии, если каждый из супругов будет работать над собой. По этой причине считаю важным напомнить, что возраст вступления в брак должен быть довольно ранним, в 20 – 25 лет, когда психика жениха или невесты еще готова к переменам. В 40 – 50 лет человек – уже состоявшаяся личность и редко бывает готов поступиться своими суждениями или привычками.

В канцелярию епархии поступает немало прошений о расторжении церковного брака. По канонам Церкви, развод допускается лишь в исключительных случаях: при опасной психической болезни одного из супругов, измене, алкогольной или наркотической зависимости. Но чаще всего бывшие супруги называют иную причину: "не сошлись характерами". Конечно, это – не достойный повод для разрыва семейных уз!

Если расставаться с супругом или супругой при первом разногласии, то прочного семейного союза создать не удастся никогда. Бесконечное количество раз человек будет пробовать строить отношения с новыми людьми, но ничего не достигнет, пока не научиться меняться к лучшему сам.

Следует помнить слова Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19: 6) и относиться к браку как к союзу священному, неразрывному.

Не нужно вступать в семейные отношения до брака, чтобы, как сейчас говорят, "проверить свои чувства". Это расхолаживает человека, гасит взаимное стремление и любовь, приучает к вседозволенности. Добрачные отношения в большинстве случаев – показатель эгоистического склада характера: один стремится поработить другого, не интересуясь духовной красотой его личности. Обнаруживается лишь физиологическая тяга друг к другу и ничего более; в таком случае, без крепкой духовной основы, брак обречен.

О ДЕТЯХ

- Сегодня большинство семей предпочитают рожать одного-двух детей, и этим ограничиваются. Как вы думаете, в чем причина такого отношения, если не брать во внимание финансовую сторону?

- Причина – в неправильном мировосприятии, построенном на эгоизме. Разрушение семейных традиций в нашей стране происходило постепенно и начиналось с малого: семьи престали обедать все вместе за одним столом. В XX веке мы пережили ряд трансформаций общественного сознания: становление Империи, ее разрушение, Первая мировая война, революция, Вторая мировая… Новая идеология требовала формирования новых общественных отношений. Печально, но этот процесс включал в себя планы по разрушению института семьи. На первый взгляд, меры были не так заметны: например, появились детские сады, без которых мы сегодня не мыслим жизни. А ведь, по сути, это первый опыт ювенальной юстиции – ребенка изымают из семьи, воспитывают в нужном государству духе, дают идеологические установки.

Великим испытанием для народа стали репрессии, массовые расстрелы – происходила настоящая чистка нации. Множество детей выросли в детских домах, в лишениях… Вступив в новую фазу развития после 1991 года, общество стало искать новую дорогу не лучшим способом: в атмосфере всеобщего дефицита товаров, продуктов питания, бесконечных очередей... Все это отразилось на психологии наших сограждан. Поэтому, когда появилась свобода (которая в 90-х граничила с произволом), все захотели "пожить хорошо". И сегодня люди хотят наслаждаться жизнью, иметь время и средства для отдыха и развлечений. А дети требуют отдачи душевных сил: внимания, заботы, времени, здоровья. Современные родители не всегда готовы дать ребенку все это, они хотят сами больше брать от жизни. В этом случае малыш становится помехой для их эгоистических стремлений. Это признак патологии сознания.

Для приобретения духовного здоровья нашему обществу еще предстоит большая работа. Важно душой и сердцем понять, что дети – это счастье, они дарят человеку насыщенную жизнь, востребованность и успокоение в старости. Я знаком со многими людьми, которые остались одиноки. Сейчас, на склоне лет, они чувствуют себя ненужными. Из-за чего? Оттого, что детей нет, семьи нет – не о ком заботиться. Счастливы те семьи, в которых много детей – они сплочены, всегда помогают друг другу, поддерживают, им легче переживать все испытания жизни.

О ТОЛЕРАНТНОСТИ

- Сейчас все больше распространяются однополые отношения, в некоторых странах даже разрешены браки и усыновления детей такими семьями. Православная Церковь этого не одобряет. А как подобает реагировать обществу – должно ли оно осуждать этих людей, или, наоборот: нужно оставаться толерантным?

- Термин "толерантность" в медицине означает неспособность организма сопротивляться проникновению инородных тел. Например, когда человеку пересаживают донорскую почку, организм должен быть к ней толерантен и для этого ему дают соответствующие лекарства, подавляющие иммунитет. В этом смысле призыв к толерантности – это призыв к подавлению сопротивления здоровых сил человека и общества. Получается, что развивая толерантность, мы воспитываем равнодушное отношение к реальности, вплоть до полного безразличия.

Сегодня мы встречаемся с массой негативных явлений в обществе. Нет такого греха, который не может быть прощен Богом; но для получения прощения грех необходимо искоренить, раскаяться в нем. Если человек понимает, что поступает неправильно и все же продолжает жить по-старому – это его выбор, его беда. Но зачем чужим недобрым примером, чьей-то интимной проблемой соблазнять и искушать других людей, ранить неустоявшуюся психику детей, молодежи? Поэтому, с моей точки зрения, заслуживает одобрения закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма.

Однополые отношения – тяжкий грех. Он делает человека своим рабом. Если общество осознанно пойдет по пути греха, это будет иметь серьезные последствия. Сколько бы при этом не говорили о толерантности, легче не станет. Посмотрите: протестантская церковь венчает "браки" гомосексуалистов; англиканская – допускает, чтобы открытые геи становились епископами. Все это не может быть оправдано признанием самоопределения личности или поиском "правды нового общества", – это начало конца цивилизации. Принятие нетрадиционных отношений за норму непременно спровоцирует снижение общего уровня нравственности: ведь если разрешен гомосексуализм, то почему не разрешить многое другое, осуждаемое традиционной моралью? Если человечество не воспрянет от этого безумия, то все может очень плохо закончиться. Не нужно устраивать гонения на сексуальные меньшинства, пусть будут созданы условия, в которых эти люди смогут жить и чувствовать себя полноправными членами общества, но при этом каждый из них должен уважать основной закон жизни.

Что касается усыновления такими людьми детей – то здесь имеет место подмена понятий. Бог определил, что брак есть союз мужчины и женщины, плод их взаимной любви дает продолжение человеческому роду. Если же государство на законодательном уровне допускает искажение сути брака и семьи, то дети, которые воспитываются в этой псевдокультуре, становятся в этом отношении толерантными и не видят ничего плохого в однополой любви. Церковь не может одобрять инициатив такого рода.

О ПАТРИОТИЗМЕ

- Все чаще, особенно из уст чиновников и с телеэкранов слышится слово "патриотизм". Но понимают его значение все по-разному. Есть люди, которые громко кричат о том, что они патриоты и осуждают всех, кто имеет точку зрения, отличающуюся от их собственной. Нередко понятие "патриотизм" приобретает новый, негативный по смыслу оттенок. Почему так происходит, и что, по Вашему мнению, есть патриотизм на самом деле?

- Чтобы правильно это понять, нужно обратиться к родной истории – она богата примерами истинного патриотизма, основанного на глубокой любви к своей стране. В дореволюционной России крестьяне, переезжая на новые территории, свято хранили свою веру и обычаи старины, в то же время не подвергая поруганию традиций местных народов. Видя их жизнь и мудрость, население тех земель нередко принимало христианство – крестились якуты, коми, чуваши и многие другие. Они с радостью впитывали в себя христианскую культуру и становились патриотами великой России без всякого насилия или притеснений. Это яркое проявление высоты духа и подлинного патриотизма нашего православного народа.

Русская земля в течение многих веков была очень сильна и богата духовно – она подарила миру прекрасную классическую литературу, музыку, живопись. Гениальные, творческие люди, будучи разными по своим этническим корням, чувствовали в русской культуре что-то их объединяющее и считали себя русскими. После большевистской революции, когда в России строили "новый мир", многие великие люди покинули страну. Но, несмотря ни на что, они оставались патриотами, пронеся свою любовь к Родине сквозь тяготы изгнания и распространив свет русской культуры по всему миру!

В наши дни в разных странах поднимает голову старое течение, которое стремиться выдать себя за патриотизм. Это национализм. Любой националист скажет вам, что он патриот, выступает за чистоту нации, языка, культуры. Идея национализма очень живуча – ее адепты развивают свою деятельность несмотря на неоднократное в истории международное осуждение. Как отличить патриота от националиста? – Просто! Задайте вопрос: если Вы патриот, покажите, что Вы делаете для России, для родного города, для своих сограждан? Если же Вы призываете к порабощению других народов, к изгнанию и притеснению тех, чей разрез глаз или цвет кожи Вам не по нраву – Вы не патриот!

Наша Россия привлекательна для разных народов – и это великое благо: значит, с нами люди чувствуют себя комфортно. И мы должны создавать условия, при которых люди разных национальностей смогут мирно жить в единой стране, сохраняя свои культурные традиции и уважая наши.

Беседовала Елена ДЕРЕВЯНКИНА

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.