11 октября 2024 г., ПЯТНИЦА, (28 сентября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

24 августа 2016 г • "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (окончание)

Подробное описание некоторых обследованных чудотворений. Примечания.


Тульской губернии, Епифановского уезда, деревни Извольской, Казановки тоже, помещика Льва Львовича Карбоньер временнообязанный крестьянин Климент Онуфриев под присягой показал: три года тому назад, по уборке хлеба в осеннее время (это было в воскресенье), домашние его пошли в поле для сгребания жнивы. Он приехал туда же, наложил жнивы воз и привез оный домой без всякой помехи. Так как до вечера оставалось еще довольно времени, то он поехал второй раз. В сей раз домашние его наложили воз больше прежнего. Он находился на возу и увязывал его веревкой. Когда натягивал веревку, она оборвалась, и он упал с воза и ударился о землю так сильно, что расшиб себе голову. Так как он упал на правый бок, то отшиб себе правую руку и правую ногу. Семейные его свалили жниву, положили его на телегу и почти замертво привезли домой. По ночному времени и дальнему расстоянию от села никто не решился ехать за священником. На другой день священник исповедовал его, приобщил Св. Таин и пособоровал. С того времени он не владел правой рукой, не мог ею перекреститься, а молился левой. Ходить он мог не иначе, как с помощью других, и то передвигая правую ногу. Оттого обувь на правой ноге изнашивалась скорее, нежели на левой. Шея его также сильно была повреждена. Он думал, что навсегда останется калекой. Когда сделалось известным об открытии мощей свт. Тихона, он возымел сильное желание побывать в Задонске. С большим трудом он дотащился до Задонска. Когда наряду с другими он приложился к мощам свт. Тихона, почувствовал облегчение от своей болезни. После сего он не рассудил долее оставаться в Задонском монастыре и отправился обратно домой. На дороге заметил в себе перемену к лучшему. Ногой он стал свободнее идти и рукой мог креститься. Удивлялся он сей перемене и сам себе не верил.

Отошедши верст двадцать пять от Задонска, он остановился ночевать в доме церковного старосты, куда по какой-то надобности пришел приходской священник. Он рассказал священнику о своем исцелении, и священник сказал ему, что он не хорошо сделал, что не заявил в монастыре о своем исцелении. Ему не хотелось возвращаться в монастырь, однако же решился возвратиться и объявил в монастыре о своем исцелении. В настоящее время он может посещать храмы Божии и по силе своей помогает домашним в их занятиях. По исцелении своем ходил для богомолья в некоторые святые обители.

О болезни и выздоровлении засвидетельствовали под присягой 6 человек соседей.

Орловской губернии, города Ельца, мещанина Андрея Максимова сын, Тимофей Андреев, 18-ти лет от роду, по приведении к присяге показал:

На седьмом году возраста своего почувствовал он сильную ломоту в обеих ногах. Вскоре открылись на оных раны от колен до пят. Раны более были около ступни. От сего он едва передвигался, то с палкой, то ползком, около 10-ти лет. Услышав об открытии мощей свт. Тихона, он, Тимофей, пожелав быть в Задонске, выполз из дома на четвереньках в сопровождении матери. На третьей версте он почувствовал облегчение и хотя с болью, но на ногах пошел с другими. Пришедший в Задонск 11 августа он вместе с матерью пошел ко всенощному бдению. За множеством народа не мог приложиться к раке свт. Тихона, он взял из лампады, висящей пред мощами, масла и выпил оное. После сего ему сделалось гораздо легче. 11 августа он приложился к мощам свт. Тихона и почувствовал еще большее облегчение. Раны на ногах начали вдруг затягиваться По возвращении из Задонска начал ходить свободно. Удостоверили о сем: местный священник по священству, пономарь сей же церкви, отец, мать, свояк больного и один из соседей.

Орловской губернии, города Ельца, мещанин Иван Васильевич Рязанов под присягой показал: в 1861 году, в последних числах февраля месяца, приключилась ему болезнь, как предполагает он, от простуды. Сзади костреца появилась шишка в куриное яйцо и с продолжением времени быстро разрасталась и наконец сделалась величиной почти с человеческую голову. От сей болезни у него была сильная стрельба от шишки по самую ступень правой ноги и продолжалась день и ночь. Ходил он с большим трудом с помощью костыля. Для облегчения от страшного мучения. прибегал он к разным медицинским пособиям и к простым женщинам, но облегчения ни малейшего не получил. Услышавши о близком открытии мощей свт. Тихона, он дал обет ехать в Задонск. В пятницу 11 августа он удостоился приложиться к гробнице свт. Тихона и тут же почувствовал облегчение в болезни. Стрельба совершенно уничтожилась, и он пошел свободно без костыля. Из Задонска на пути домой он прошел 15 верст с палочкой. Стрельбы по сие время не ощущает. Но по приезде домой он увлечен был простыми бабками - их средствами лечения в намерении извести шишку разными припарками. В настоящее время он затрудняется в ходьбе. Нога у него как бы одеревенела. Но стрельбы и по настоящее время не чувствует.

Справедливость сего под присягой подтвердили: жена, тетка и двое соседей.

Курской губернии, Старооскольского уезда, села Никольского, деревни Ржавца, вдова, дворовая женщина наследников умершего поручика Викторова, Елизавета Давыдовна Безбородова, 69-ти лет от роду, мать глухонемого Василия Леонтьевича и родная сестра его Варвара Леонтьевна, по мужу Васильева, солдатка 35-ти лет от роду, под присягой показали: Василий, имеющий от роду 32 года, глухонемой, до 5-летнего возраста не ходил ногами. С сего времени начал ходить слабо, согнувшись. Глазами смотрел неясно и почти всегда их зажмуривал. Ни о чем не имел понятия. Крестного знамения сам никогда на себе не мог положить. Когда подавали ему есть, то мать его крестила своей рукой. Есть не мог просить, хотя бы и до двух дней не ел. Подавали пищу ему или мать, или сестра. Во всю жизнь свою он сидел, пригнув голову свою к коленам. Редко сам мог приподняться; но на все требовалась сторонняя помощь. Спал немного и то тревожно. Как он был бессмыслен, то и свойства он был спокойного и необидчивого. В первых числах августа сего 1861 года сестра его Варвара положила твердое обещание вести его с собой в Задонск. С большим трудом Варвара вела Василия. Почти целый день едва могла она пройти с ним две версты, так как он, то ведомой ею, то сам, положив на нее руку свою, шел слабо, вяло и сгорбясь. Когда они вышли на Воронежскую дорогу, то сторонние ехавшие, из жалости и сострадания взяли их на свою повозку и довезли до Воронежа. От Воронежа также прошли они версты четыре, но Василию было легче. Разные поклонники, ехавшие в Задонск, подвозили их, кто сколько мог. Таким образом они доехали до Задонска. Когда Варвара с Василием вошла в церковь, и он приложился к мощам свт. Тихона (куда Варвару не допустили, а только одного Василия) и после сего подошел к сестре своей, то она заметила тотчас в нем перемену. Он начал креститься, целовал крест, бывший у него на груди, начал ходить прямее, хотя держал при себе два костылька. Они прожили в Задонске полтора месяца. Василий все более и более укреплялся в ногах и стал ходить прямо, без всякой сторонней помощи. Из Задонска пошли они пешком. В дождливое время их кто-либо подвозил. Из Задон¬ска заходили в Елец, из Ельца в Ливны и 23 октября возвратились в Старый Оскол. В настоящее время глухонемой Василий, привыкший более других к сестре своей Варваре, наставляемый от сестры знаками, стал молиться Богу, ходить с ней в церковь, может сам пред иконой поставить свечу, может креститься и изредка класть поклоны, целует часто на груди висящие у него иконы разных святых, пьет, ест, спит мало, но спокойно. Скоро он ходить не может, но ходит прямо и тихо. Говорить и слышать не может, а о нужном показывает иногда знаками. Ведет себя скромно.

Справедливость показания о предшествующем состоянии глухонемого Василия подтвердили многие под присягою; и о настоящем его состоянии удостоверил своей подписью города Старого Оскола соборный протоиерей Евфимий Казминский.

Благодатные исцеления

по молитвам к святителю Тихону,

Задонскому и всея России чудотворцу, объявленные после открытия честных его мощей.

Города Задонска, купеческая вдова Анисия Михайловна Дмитриева, 38-ми лет от роду, живущая на улице Одноличке, получила исцеление от святителя Тихона следующим порядком: в 1856 году заболела у нее правая нога и, несмотря на лечение, покрылась вся глубокими и большими ранами. Врачи предлагали ей, как последнее средство, отнять ногу, во Анисия на это не согласилась. Потом болезнь перешла на левую ногу и на обе руки. Раны на всех этих членах были ужасны; во многих местах из-за них виднелись кости. Болезнь продолжалась пять лет. 18 июня 1861 года, во время бывшего в Задонске большого пожара, сгорел ее дом и все имущество. Поместившись в шалаше, устроенном на пепелище, она особенно скорбела о сгоревшем образе свт. Тихона, пред которым в молитве и слезах, во все время болезни, находила единственное утешение. 30 июля увидела она в полусне, и как бы на яву, в прославленном виде свт. Тихона, который вошел к ней в святительской мантии, со Святыми Дарами в руках. Святитель предсказал, что скоро она будет здорова и дал ей причастие Св. Даров. В ту же минуту, проснувшись, больная почувствовала уже значительное облегчение, а в следующие за тем шесть дней все раны ее чудодейственно зажили, и к ней возвратились снова силы и здоровье. (Объявлено и записано 1 сентября 1861 г.).

Тамбовской губернии, города Липецка и тут же живущий мещанин Максим Алексеев, 1 сентября 1861 года привез в Задонский монастырь четырехлетнего сына своего Василия, который с колыбели тяжко страдал от каменной болезни, не имея покоя ни днем, ни ночью. В этот же день на всенощном Богослужении и потом на молебне Алексеев молил свт. Тихона и сыну внушал молиться об исцелении от болезни. Святой угодник Божий скоро услышал общую их молитву: в ночь на 2 сентября у дитяти без всякой боли вышел камень и болезнь прошла. (Заявлено и записано 2 сентября).

Города Ельца, пригородной слободы Ольшанца, однодворческая вдова Акилина Кондратьевна Колычева, 60-ти лет от роду, живущая в самой слободе, в 1858 году, вследствие тяжкой болезни, лишилась употребления ног. Только по комнате, и то с большим трудом, она могла переходить от одного стула до другого. Замечательна вера ее! Она всю жизнь свою питала глубокое уважение к святителю Тихону, и в болезни от него ожидала врачевания. Вскоре по открытии честных его мощей ей виделось во сне, что она со слезами молит новопрославленного святителя об исцелении ног от болезни, и что он точно исцелил их. Проснувшись, больная действительно нашла себя здоровой и стала свободно ходить. В течение двух первых дней сентября она пришла пешком в Задонск, от места ее жительства отстоящий на 40 верст, и для славы своего благодатного врача 4 сентября объявила о сем чуде.

Рязанской губернии, Ряжского уезда, села Голдаева, государственный крестьянин Николай Ефимович Кузнецов, в начале сентября прибыв в Задонск на поклонение новоявленному чудотворцу святителю Тихону, объявил следующее: Рязанской же губернии, Сапожковского уезда, села Можар, государственный крестьянин Тимофей (отчество и фамилию его Кузнецов забыл, но в Можарах, сказал, этого человека всякий укажет), 17 лет от роду, по неведенью не объявил в Задонском монастыре о чуде, совершившемся над ним при мощах свт. Тихона; и потому убедительно просил его, Кузнецова, заявить о нем монастыр¬скому начальству. Это чудо по очевидности своей поразительно! Тимофей от рождения до настоящего своего возраста был нем, ни слова не говорил и объяснялся мимикой. Руководимый надеждой на свт. Тихона, он пришел в Задонск на праздник открытия св. мощей Его, с молитвой о своей скорби приложился к ним, и с тех пор у него открылся дар слова, и теперь бывший немой свободно говорит и славит Господа. (Записано 4 сентября).

Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, заштатного города Доброго, дочь государственного крестьянина Ивана Карповича Гурьева и жены его Параскевы Филипповны - Минодора, 17-ти лет, также от рождения была глухонемой: она не чувствовала никаких звуков, даже звона колоков и потрясающих ударов грома, а равно и не произносила ни одного слова. Пришедши с матерью в Задонск 18 августа, она с молитвой и слезами приложилась к целебным мощам святителя Тихона и потом была покрыта его мантией. В это самое время у нее открылся слух. Теперь же, точно малое дитя, она учится говорить вслед за другими, и уже многие слова произносит довольно внятно. (Записано 10 сентября).

Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, села Олешкова, дочь государственного крестьянина Павла Летуновского, находящегося ныне в военной службе, по имени - Татьяна, 11-ти лет от роду, с третьего года до настоящего своего возраста имела руки и ноги сведенными. А 9 сентября прошлого 1861 года, при мощах святителя Тихона, она получила совершенно свободное их употребление. (Записано 13 сентября).

Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ).

Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова - Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила "антонов огонь". Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие "антонова огня" прекратилось - и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, в там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября).

Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано¬ 20 сентября ).

Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы. Испытаны были к излечению болезни попеременно все медицинские средства, но оказались недействительными.

В январе прошлого 1861 года болезнь усилилась. Со слезами страждущая просила святителя Тихона о помощи и дала обет вместе с матерью съездить в Задонск, помолиться Ему. Болезнь в тот же час прекратилась, и Елена с тех пор пребывает совершенно здоровой. (Записано 7 октября).

Здесь представлены чудотворения, так сказать всенародно совершавшиеся, обследованные и засвидетельствованные гласно. Но были проявления благодати Божией по молитвам свт. Тихона и такие, которые, как мы прежде заметили, остаются тайной лиц, удостоившихся оной. Так, 2 января сего 1862 года мы получили от одной образованной и добродетельной особы письмо, в котором говорится следующее: "Вы желаете иметь сведения о бывающих чудесах по молитвам святителя Тихона, но они бесчисленны, - и вот я, грешная, свидетельствуясь самим Богом, могла бы сообщить вам два случая дивного исцеления; но, по смирению своему, исцеленные не хотят заявить о них гласно: одна из них ударилась сильно грудью и могла бы получить рак от затверделости, которая образовалась вследствие ушиба, но приложив вату и масло от мощей святителя Тихона, она уснула и встала совершенно здоровой, и в благодарение после служила молебен святителю. Другая, помолившись с верой перед его образом, который теперь у нас освящен и украшен золотым ореолом, получила исцеление от внутренней долговременной болезни. И много, много есть случаев его милостивого и скорого пособия притекающим к нему!" Сила Божия и доселе в немощах совершается у Его честной и многоцелебной раки. Чудотворения, получившие гласность и должным образом обследования, со временем, вероятно, будут объявляемы во всеобщее сведение.

Заключим наше повествование словами св. Златоуста: "Не только тела, но и самые гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Если мертвый, коснувшись гроба Елиссеева, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то ныне, когда настало время обильнейшей благодати и действий Духа превосходнейших, прикасающийся с верой ко гробу святого извлекает из него несравненно большую силу. Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы побудить нас к той же ревности, дать надежное прибежище и утешение в бедствиях, всегда нас окружающих. Посему, я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии, или во глубине греховной, теките сюда (т. е. к мощам свв. угодников) с верой, вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь отсюда, приобретши одним воззрением облегчение совести". [81].

Заключение

Значение благодатного прославления свт. Тихона для нашего времени: а) в отношении к государству Русскому, б) в отношении к отечественной Церкви, в) в отношении к слабым верой членам ее, г) в отношении к отделившимся от нее раскольникам и др., д) в отношении к римским католикам и протестантам. - Открытие св. мощей опровергает ложную мысль, будто бы просвещение несовместно со спасением души. - Урок, который это чудо благодати Божией внушает всем православным. - Молитва к святителю Тихону.

В заключение благоговейного внимания ко всерадостному прославлению новоявленного святителя и чудотворца Тихона, попытаемся проникнуть в значение для нашего времени сего благодатного события, привлекшего на себя взоры и сердца всех верных Спасителю и Его св. Церкви.

Прославление блаженного Тихона в лике святых, предуготовляемое Господом, как мы видели, в течение многих лет и пяти царствований, окончательно совершено во дни ныне благополучно царствующего императора. Ничего не бывает случайного и бесцельного в Царстве Божием, управляемом Пресвятой Троицей. И если в наше время совершилось торжественное прославление свт. Тихона, то, без сомнения, этим событием Господь Бог видимо внушает нам уверение в невидимом продолжении и во дни настоящего царствования, Своего пренебесного к нам благоволения. В нетленных и многоцелебных мощах святителя Тихона русский человек имеет твердый залог упования, что Господь благословляет царствование государя императора Александра Николаевича, что Он, Милосердный, по молитвам святителя Тихона, если только неуклонно будем хранить правила веры нашей, отвратит от нас всякие бедствия, что Он, Премудрый, благопоспешит и приведет к счастливому концу благие начинания сердца царева.

Всенародное прославление свт. Тихона в теснейшем смысле принадлежит Церкви Христовой, и с этой стороны имеет для самой Церкви великое значение. Лицем святителя и чудотворца Тихона увеличивается сонм святых Православной Российской Церкви, и мы, чада ее, приобретаем в нем нового молитвенника о нас и споспешника спасению нашему. А еще прежде и важнее сего, настоящее действие благодати Божией убеждает нас, что наша отечественная, как и вся современная нам Православная Церковь - столь же свята и непорочна пред Богом, как была во дни древние, что в ее сердце хранится в чистоте и неповрежденности истина и благодать древней вселенской Апостольской Церкви, что она не есть неплодящая Церковь, но и доныне пребывает Церковьюспасительной, делая нас, чад ее, несомненно сынами Света и наследниками Царства вечного. Питать к ней всесовершенное уважение, повиноваться во всем ее установлениям и правилам, есть священный и непременный долг каждого православного: ибо всякое отторжение от Православной Церкви, хотя бы оно было лишь внутренним, сокровенным действием души и состояло в несогласии чьих-либо мыслей и чувств с догматами, духом и учреждениями церковными, - ведет, несомненно, к душевной гибели.

Должно сознаться, что у нас, как и везде, есть умы младенчествующие или духовно недозрелые, есть люди слабые верой, которые, увлекаясь ветром неправославных иноземных учений, а частью и суетностью собственных мыслей, не верят многим богооткровенным истинам, в частности - не признают чудотворной силы религии Христовой, отвергают нетление святых, сомневаются в самом почитании их и призывании молитвенном. Число таких лиц в сравнении с массой верующих, благодарение Богу, ничтожно, и от них слышатся суемудрые речи - собственно по недостатку религиозного воспитания и личных исследований, по безотчетному подражанию чужеземщине и из-за своекорыстного расчета прикрыть рубищем дряхлых мыслей разнузданность страстей и как-нибудь защитить пред людьми и своей совестью пороки своего сердца. Благопотребным и благовременным действием Св. Духа было в этом отношении прославление святителя Тихона. Дух Божий не потому ли, между прочим, и благоизволил явить это чудо теперь, что во дни наши наиболее, т. е. в большей массе и с более открытой свободой, стал развиваться дух неверия? По крайней мере, никак несомненно, что чудо открытия св. мощей Праведного Тихона служит лучшим вразумлением для неверующих нашего времени. Множество чудотворений, описанных нами (а сколько их еще не оглашены всенародно!), явственно подтверждают чудотворную силу Православной веры Христовой, утешительно уверяя нас, что благодать Божия не оскудела и для нашего времени, хотя не везде является она пред очи наши, действуя таинственно, для возбуждения и воспитания в людях веры - во спасение души. А само нетление св. мощей, при торжественном открытии их, вновь является нам событием или фактом, благоговейными зрителями которого были многие десятки тысяч людей всех сословий и степеней образования. Какие еще убеждения может представить св. вера и церковь Божия сильнее очевидного факта? Прииди, неверующий, прииди и виждь (Ин. 1:46), и не буди неверен, но верен (Ин. 20:27 ). Ты зришь пред собой нетленные мощи новоявленного угодника, во благоухании святыни почивающие; ты явственно созерцаешь благодать Божию, изобильно текущую рядом чудотворений, побеждающих силы природы и твое разумение. Значит, блаженный дух святителя Тихона, и после успения его, живет и действует в Царствии Божием. Значит, Сам Господь Бог, прославив его на небе и теперь прославляя на земле в возлюбленной Церкви Своей, тем самым указует нам почитать его и прибегать с молитвами к нетленным мощам Его. В наше время некоторые православные стали ослабевать в своей вере и ее догматах, а маловерующие дерзновеннее выражать свои мысли к соблазну благочестия. И вот Господь Бог, для вразумления маловерных, для укрепления немощных в вере и для поддержания и возвышения твердых, в прославлении святителя Тихона явил новое чудное и вместе, так сказать, очевидное доказательство не только дара чудотворений, нетления святых, необходимости почитания и призывания их в молитвах, но вообще - святости и спасительности всех догматов благочестия, хранимых в неразрывной совокупности нашей Церковью. Многие, быв вразумлены настоящим событием, точно укрепились в вере, оставили суемудрие, возвратились к истине и правде жизни. Но если бы и теперь нашлись еще несмысленные, коснеющие в духе противных учений; то они не будут ли уже, по неверию своему, относиться к разряду тех крайнего сожаления достойных, о которых сказано в Евангелии: аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16:31 )?.

Прославление святителя Тихона нетлением и чудотворениями служит ясным обличением тех неразумных ревнителей мнимой старины, которые все спасение свое полагают в том, чтобы молиться по старым книгам. Святитель Тихон жил во времена близкие к нам, долго спустя после того, как отделились от Православной Церкви, по случаю исправления церковных книг, так называемые старообрядцы. Привязанность свою к мнимой старине они оправдывают, между прочим, тем, что по старым книгам спасались великие русские святые. Но они спасались не в отделении от Церкви, а в союзе с ней, притом спасались не потому, что руководствовались одними старыми книгами, а потому, что в своих убеждениях и в жизни строго соблюдали Православную веру, существо которой одинаково и в старых, и в новоисправленных книгах. Если же в новых книгах вера одна, как и в старых, то и вечное спасение несомненно для тех, которые следуют новоисправленным церковным книгам, и Православная Церковь не престала быть православной от того, что эти книги приняла в руководство чад своих. А что действительно новоисправленные книги не препятствуют спасению, непререкаемым доказательством тому служат прославленные от Бога нетлением и чудотворениями мощи позднейших святых Русской Церкви, живших после исправления книг: святителя Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского и прославленного в настоящее время святителя Тихона. Это явное для всех прославление от Бога пастырей Православной церкви не есть ли новое свидетельство истины содержимого ею исповедания веры? Было бы ни с чем не сообразно, если бы Бог прославил чудесами и нетлением того, кто неправо веровал Ему. Пусть укажут нам подобное знамение благоволения Божия к себе поборники мнимой старины. Если они одни сохранили, по их уверениям, древнюю веру в неизменной чистоте, то почему нет у них нетленных мощей, тогда как они некоторых считают у себя мучениками, исповедниками, постниками и просто подвижниками? Могут сказать на это, что им не дано право открывать мощи своих мучеников или подвижников? Но какая же власть или сила может воспрепятствовать открыто совершаться чудотворениям от святых мощей? Какими земными средствами можно закрыть сии чудотворения и сделать их безвестными, если они совершаются явно, торжественно, как это бывает в Православной церкви? Видно, не одни страдания венчают св. мучеников, а благодать Божия, пребывающая в Православной церкви, и святая крепкая вера в Господа, соединенная с добрыми делами.

Явление св. мощей святителя Тихона и чудотворения, от них совершаемые, поучительны также для последователей Римской церкви, протестантских и разных других исповеданий. Если есть между ними ищущие истинной Церкви, то прославление святителя Тихона служит для них вразумлением Божиим, что наша Церковь есть подлинно Христова Церковь, к которой и должны стремиться все, желающие исповедовать правую веру и получить спасение. Всяко древо от плода своего познается,- говорит Спаситель,- древо доброе плоды добры творит (Лк. 6:44; Мф. 7:17). Поэтому, если наша Церковь принесла святой и угодный Богу плод в лице новоявленного праведника, то, явно, что сама она свята и богоугодна. Не видно ли из сего, что она находится во Христе и Бог в ней пребывает: Аз есмь лоза, вы же рождие,- говорит Спаситель.- Иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног, и без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5 ). Если святой плод, принесенный нашей Церковью, исполнен благодати Христовой и удостоился быть принятым в Царство Небесное, то это показывает, что в нашей Церкви пребывает благодать Божия и хранится истинная вера, без которых невозможно угодить Богу и войти в Царство Небесное (Евр. 11:6; Еф. 2:8).

Напрасно стали бы возражать нам иноверцы, что открытие св. мощей святителя Тихона и причисление его к лику угодников Божиих есть действие самодержавной воли, согласной с представлением Святейшего Синода, лишенное внутреннего содержания; напрасно вздумали бы неверующие отрицать действительность чудес и исцелений. Мы видели уже, что со времени кончины святителя добродетельная жизнь его и подвиги не переставали жить в благоговейной памяти народа. Многочисленные сонмы верующих всех сословий не переставали всегда посещать место его погребения. В числе их были, конечно, люди, сильные простосердечной верой; но были и такие, которые по своему гражданскому образованию нелегко поддаются первому впечатлению, и прежде уверования подвергают предметы строгому анализу ума испытующего. И те, и другие были свидетелями благодатных чудес, истекающих от многоцелебных мощей святителя; и те и другие уносили с собой твердую веру в его святость. Торжественное открытие мощей его, составляя славу Церкви Православной, само по себе есть только подтверждение всеобщей народной веры; только заявление, так сказать, факта всеми сознаваемого и не подвергавшегося сомнению со времени успения святителя.

Нам случалось слышать еще, что многие простецы несовместимым считают спасение души с образованием ума. Говорят: "Святые мощи являлись в Российской церкви, пока не было введено Петром Великим новое образование и люди жили по старине, в простоте ума, и веровали в незлобии сердца". К таким неправым заключениям, бросающим мрачную тень на характер новейшего духовного просвещения в России, пришли некоторые, так себя называющие "темные люди", оттого, что до начала нынешнего столетия не было прославленных угодников Божиих из эпохи образования, начатой императором Петром Великим. Конечно, в этом взгляде забыто древнее убеждение Русского народа, что семена нетления не тотчас после смерти праведника прозябают, износят цвет и плоды, что прославление их есть дело благоизволения Божия, а не человеческой, хотя бы и истинной святости. Теперь эта странная мысль о несовместности умственно-религиозного образования с вечным спасением души падает сама собой. После святителя Иннокентия Иркутского, получившего образование в Московской Духовной Академии, открытие святых и многоцелебных мощей святителя Тихона является новым опровержением слишком просто возникшей мысли. Новоявленный угодник Божий и чудотворец получил образование в Новгородской, по распоряжению Петра Великого открытой семинарии, и сам был в ней наставником и воспитателем юношества. Образование же свт. Тихона, даже во внешних науках, известно уже нам из его жизни и не подвергается никакому сомнению для всякого, кто читал и изучал его творения. Как прекрасно оно послужило во спасение ему и служит доселе в назидание другим в творении его, под названием: "Сокровище духовное, от мира собираемое"! Пора же всем нам думать наконец так: что не образование вредит спасению души, а его (так называемое ) направление или дух, который, благодарение Богу, остается в духовном мире неизменно и неуклонно православным.

Прославление святителя Тихона дает великий урок и всем вообще чадам Православной церкви. Ныне, кажется, более, чем когда-нибудь, возобладал людьми дух мира, корысти и плотоугодия. Почти все толкуют теперь и заботятся о том преимущественно, что доставляет пользу и удовольствие в настоящей земной жизни: хлопочут о стяжании богатства, о житейских удобствах, удовольствии чувств, приятном препровождении времени; а о том, что всего важнее и необходимее для нас, о спасении души и стяжании благ небесных многие и не думают. Пробуждая нас из сего пагубного усыпления, Господь прославил своего Праведника для того, чтобы он, напомнив нам о Боге и загробном воздаянии, вразумил нас менее привязываться к земному и более стремиться к небесному, усерднее пещись о спасении душ наших. "Есть Бог,- как бы так говорит нам праведник собой,- есть Бог и другая жизнь по смерти, в которой Он воздаст каждому по делам его. Это вы видите в милости Божией, явленной на мне. Поэтому не привязывайтесь к земному, не заботьтесь излишне о стяжании тленных сокровищ мира. Они могут вам доставить удовольствие и некоторую пользу на несколько лет земной жизни, но вы не унесете их с собой во гроб, не купите ими вечного блаженства и некогда будете горько сожалеть, что, гоняясь только за ними, пропустили время спасти ваши души. Последуйте лучше моему примеру: не любите мира, ни яже в мире, но возлюбите Господа всем сердцем вашим; не поблажайте греховным страстям вашим, но умерщвляйте их; старайтесь украсить себя христианскими добродетелями, стремитесь духом в горняя, идеже Христос, и усердно молите Господа о спасении душ ваших. Тогда вы, подобно мне, благоугодите Ему и так же получите от него награду в царстве небесном, как и я, человек,во всем подобострастный вам".

Возблагодарим же благоговейно неизреченное милосердие Господа, давшего нам в прославлении праведного Тихона, новое знамение Своего благоволения. В его лице Господь указал нам нового молитвенника и предстателя за нас грешных у небесного престола. Любовь святителя Тихона ко всем скорбным и несчастным, еще на земле побуждавшая его быть для них утешителем, тем сильнее теперь на небе, в сонме небожителей, в царстве Вечной Любви, будет ходатайствовать за нас пред Богом, Который есть любы, об облегчении наших скорбей и немощей душевных и телесных.

Прийдите убо вернии, ублажим святителя Христова Тихона, пастыря предоброго, учителя златословесного, скорбных утешителя, недугующих безмездного врача, нового данного России чудотворца.... Ты же, о преблаженне отче Тихоне, предстоя ныне Престолу Господа и веселяся с небесными лики в вечном Царствии, не забуди нас земных и скорбных, мольбы принеси о чадах твоея паствы, ими же на земли болезновал еси, испроси державе императора крепость, Церкви - мир, всем же верным - в вере утверждение, грехов оставление и от бед избавление.

Послесловие

Драгоценное сокровище должно сохраняться в драгоценном ковчеге. А потому мысль об устроении должным образом места упокоения новопрославленного святого занимала многих еще до официального открытия мощей. В итоге, благодаря щедрым жертвам и согласию воцарившемуся среди жертвователей, уже в скором времени устроена была святителю Тихону дорогая и великолепная рака с балдахином. В частности, на сооружение раки и сени пожертвованы были изрядные суммы царствующей фамилией: "Императорскими Величествами" - 3000 руб., "Их Высочествами" - 1000 руб. Основательным взносом из личных средств поддержал благое начинание настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий, внесший 5000 руб.

По словам очевидца, рака представляла собой "памятник, воздвигнутый святителю Тихону... любовью и религиозным усердием всего нашего православного народа. Памятник колоссален, как колоссально усердие, его воздвигавшее".

Трагична судьба мощей святителя после 1917 года. Оскверненные 28 января 1919 года так называемой "специальной комиссией по освидетельствованию", действовавшей под эгидой ЧК, останки святого, после того как атеистическая кампания была вынужденно скоротечно завершена, вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. Негативное впечатление после инспирированного большевиками (и в изрядной степени ими же инсценированного, как позже выяснилось) вскрытия гробницы св. Тихона быстро стушевалось в народном сознании. Особенно способствовало этому явление нетленных мощей матушки Евфимии Григорьевны Поповой.

Впрочем, большинство верующих, по рассказам старожилов, изначально восприняло всю с историю с "разоблачительным вскрытием" как провокацию большевиков и не свернуло с натоптанной дороги к Храму. Мощи святителя, возвращенные под опеку насельников Задонского Богородицкого монастыря пребывали непотревоженными вплоть до весны 1922 года, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, обе раки вместе с навесами (малая – в теплой церкви Рождества Богородицы и большая – в летнем Владимирском соборе) были конфискованы. Но сама святыня была признана "не подлежащей изъятию" и оставлена "коллективу верующих". К сожалению, ненадолго. В том же году епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) перешел в каноническое подчинение так называемым "обновленцам" – раскольнической группировке из числа духовенства, безоговорочно подчинявшейся требованиям новой власти и категорически настроенной против монашества. А потому, хотя мощи и оставались во Владимирском соборе, но хранителями их, вплоть до конца 20-х годов, были "красные попы", как именовали тогда обновленцев те, кто сохранял верность Святейшему Патриарху, а позднее – местоблюстителю Патриаршего престола. После окончательного разгрома Богородицкого монастыря в 1929 году, невдолге закрыты были и его храмы, где служили "обновленцы".

А в 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск. Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Оттуда мощи св. Тихона перевезли в Орловский краеведческий музей, где они пребывали в запасниках до самой Великой Отечественной войны.

Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году.

А 19 июня – 2 июля 1959 года по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.

Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии. Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги "разоблачительного вскрытия" 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.

Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского, которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского.

В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа "Икарус" было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч. Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни. Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук). Они и совершили в сослужении Божественную литургию.

А затем последовала прочувствованная проповедь, с которой обратился к верующим протоиерей Василий, настоятель Вознесенского собора города Ельца. Тема проповеди была созвучна дню ее произнесения – речь шла о жизненном и духовном подвиге святителя Тихона, благодаря которому он и был причислен к лику святых.

По завершении проповеди был отслужен благодарственный молебен по случаю возвращения мощей святителя Тихона в Задонск.

Затем к собравшимся обратился митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, сделав акцент на большом значении состоявшегося события и поблагодарив принявших участие в торжествах архиереев за проявленное внимание. Особые слова благодарности были обращены к епископу Орловскому и Брянскому Паисию, чьими стараниями к верующим вернулись мощи "Российского Златоуста". В ответном слове преосвященный Паисий поблагодарил митрополита Воронежского и Липецкого за то, что было разрешено оставить в Орле частицу мощей святителя. Как объявил епископ Орловский и Брянский, в кафедральном соборе города Орла, где осталась частица мощей святителя Тихона, еженедельно, по четвергам, отныне будет совершаться богослужение с чтением акафиста святителю Тихону Задонскому.

На этом торжества по случаю возвращения в Богородицкий монастырь мощей прославившего обитель угодника Божия были завершены. Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя – единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря.

С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.

Ныне составляют эти святые цельбоносные мощи, почивающие в Задонске, славу созданной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой, являя собою нетленный духовный центр ее.

Л. Морев, историк

Примечания

1. Сочин. Преосв. Тих. т. 1, стр. 218. Издан. 1825 г.

2. Иоанн рассказывает так это видение: "Во время пребывания его в Новгороде, будучи учителем, пришел вместе с Тихоном Рязанским, также бывшим учителем, к Симону Лаговскому на квартиру, также еще бельцу, и выйдя у него на крыльцо ночью, увидел на восточной стороне, наподобие больших дверей, отверстые небеса, что продолжалось с четверть часа; глаза у него померкли от этого света". Часто вспоминал и в Воронеже это видение свт. Тихон, и для достижения вечного блаженства желал уединения.

3. Иоанн со слов святителя Тихона рассказывает этот случай несколько иначе: "Во время учения его в Новгороде, будучи уже в философском классе, согласясь с товарищами своими зашли они в Антонов монастырь на колокольню о Пасхе, на коей бывши, все сошли с колокольни, он остался там один, и облокотясь в окне на перильца, занимался благими размышлениями, не усмотрел того, что перильца опасны по ветхости были, вдруг оныя перила разрушились и оборвались с колокольни на землю, с падением которых следовало бы и ему с колокольни упасть на землю с ними, но он, вместо того, как бы кем от них оторван, упал назад сильным ударением". В рассказе Чеботарева под Александровским монастырем нужно разуметь монастырь Александра Свирского, куда по водному пути могли довольно удобно доехать из Новгорода.

4. Несмотря на скудость средств, памятником свт. Тихона в Воронеже остался Архангельский каменный зимний собор. Он заложил его в 1764 г. и в 1767 г. кончил зданием и украшением, но освящен сей храм Тихоном 30 декабря 1768 г.

5. Том I, с.с. 106, 121, 161.

6. Том I, с. 103.

7. Том II, с.с. 3, 183.

8. Т. III, с.с. 122, 134.

9. Т. I, с. 30.

10. Т. III, с. 47.

11. Т. I, с. 35.

12. Христианское Чтение, 1834 г. Ч. I. стр. 312.

13. План дома был таков:

14. Том. II, с. 172.

15. Усердием помещика Алексея Федоровича Викулина в 1813 году устроен здесь кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник, а в 1820 году, на север от храма, устроена богадельня, для успокоения престарелых, неимущих пропитания и крова воинов. В 1860 году открыта женская община, названная в честь святителя Тихоновскою.

16. Здесь предполагается устроить скит для Задонской обители. Проходящим духовную жизнь необходимо иногда уединение для совершенного безмолвия внутреннего очищения помыслов. Лучшего места для скита нельзя желать: небольшая долина обнесена со всех сторон крутыми горами, покрытыми густым лесом; вода превосходная в колодце, при котором устроен особый бассейн. Церковь готова и дома для жительства братий построены. Земля принадлежит Задонскому монастырю.

17. Святитель Тихон привез с собой в Воронежскую епархию сына своего старшего брата Евфимия, бывшего дьяконом в Короцке, Филиппа 14 или 15-ти лет. Филипп воспитывался в семинарии до философского класса, далее которого и не простиралось учение в Воронеже. После увольнения на покой Тихона Филипп жил при нем некоторое время в качестве келейника, потом Алексей Бехтеев, помещик Липовки и Ксизова, выпросил у Тихона его племянника к себе в диаконы в Липовку с тем, чтобы он со временем был священником. Но Преосвященный Тихон сказал, что Филипп священнической должности достойно не понесет. Филипп так и остался диаконом до смерти в 1800 году. Его сын Димитрий теперь заштатным причетником в Липовке, сдав свое место сыну своему Иоанну, которого старший брат Александр дьячком в селе Пушкарском.

18. Письмо 32.

19. Письмо 14.

20. Митрофан скончался 27 февраля 1793 года в старости, и по завещанию своему, погребен в той самой келии, где жил в Задонском монастыре. Письма свт. Тихона Т. IV, с.с. 241 - 243.

21. Сочинение "Об истинном христианстве" состоит из двух книг. В первой содержится приготовление к мудрости христианской. Она разделяется на две части. В первой говорится: 1) о слове Божием и духовной мудрости; 2) о сердце и языке человеческом; 3) о грехе вообще; 4) о некоторых грехах в особенности. Во второй части: 1) о покаянии; 2) о четырех последних; 3) о добродетелях христианских. Во второй книге рассуждается об истинном христианстве. В следующих главах: 1) о Евангелии и вере; 2) о святой Церкви и крещении; 3) о должности христианской к Богу; 4) о должности христианской к Христу, Сыну Божию; 5) о должности христианской к самому себе; 6) о должности христианской к ближнему; 7) о взаимной должности христианской; 8) об утешительных плодах святой Веры.

22. Том. XIV, стр. 201.

23. Том. XIV, стр. 16, 41.

24. Том. XIV, стр. 86, 238.

25. Том. XIV, стр. 222, 206, 232, 225.

26. Том. XIV, стр. 111.

27. Том. XIV, стр. 229. 230.

28. Том XIV, стр. 163, 166, 170.

29. Том XV.

30. О богопознании 25 писем, стр. 31-35. Жизнь Иисуса Христа - стр. 57-71, 78-82, 103-105, 110-114, 222, 223.

31. Том XII, стр. 173.

32. Том X, стр. 237.

33. Том I, стр. 67.

34. Том I, стр. 75.

35. Том I, стр. 54.

36. Том I, стр. 70.

37. Воскресное Чтение. Год 5-й, стр. 421-423.

38. Том. V, стр. 85-107.

39. У святителя была племянница, девица, и он о ней заботился, но она скоро умерла. Тихон заключил из сего, что Бог освободил его от ней, дабы дать ему свободу быть полезным для всех.

40. Странник N 1, стр. 35. 36.

41. Том. XIV, стр. 136.

42. После смерти Тихона помещик этот опять было принялся за охоту, но сломив себе ногу, признал в этом наказание Божие за неисполнение заповеди святителя и жил благочестиво и скромно.

43. Письмо писано 23 марта 1780 года.

44. "Оставшиеся по мне вещи,- пишет свт. Тихон,- а именно: 1) посуда оловянная и медная, 2) часы стенные, 3) два ковра старых, 4) дрова, - все сие продать и деньги бедным отдать; 5) хлеб отдать бедным вдовицам; 6) фуфайки серые четыре взять жившим при мне: Ивану, Семену, Сергею, Роману, по одной фуфайке; 7) прочие раздать детям малым, убогим и полунагим; 8) войлоки, на полу постланные, отдать в лавку, где взяты, хотя за полцены; 9) меня положить в рубашке новой и в подряснике и ряске крашенинных, на то сделанных, а наверх надеть архиерейскую мантию и на плеча малый мой омофорец, и панагию надеть; а на голову надеть новую камилавку с клобуком, на то приготовленные; старую камилавку отдать тому, кому обещал; 10 ) книги латинские и симфонию отдать в Воронежскую библиотеку (по переписи, сделанной Преосвящ. Тихоном III, эти книги были следующие: 1)Michaelis annotationеs in psalmos ac proverbia, in 4°; 2)Liber, qui vocatur judex veritatis, in 4°; 3)Biblia Castellionis, in 8°; 4)Theophanis Procopovicz dissertatio de justificatione, in 8°; 5)Hunnii commentarius in novum testamentum, in 8°; 6)Antonii Friderici Bisching Theologiae Epitome, in 8°; 7)Sancti patris Macarii Aegiptii opera, in 8°; 8) Симфонии российской две книги: одна на псалмы Давидовы, а другая на 14 посланий святого апостола Павла, обе в лист). 11) Канапе и кресла продать, а другие кресла складные отдать Никандру Алексеевичу, понеже они его; 12) чашки чайные продать; 13) скатерти, салфетки и утиральники продать; 14) посуду деревянную отдать Филиппу и шубу овчинную; 15) тюфяк и подушки туда отдать, где взяты, а когда не возьмут, продать и деньги убогим отдать; 16) образ распятия Христова, при том снятие со креста и положение во гроб взять тебе - Ивану, себе; 17) пять образов святых, а именно: два - страстей Христовых, Луки Евангелиста, апостолов Петра и Павла приказано от меня отдать людям, мне известным. Все сие и прочее учинить тебе - Ивану, по моему тебе приказанию, непременно".

45. Слово сие не было писано, но говорено изустно, как обыкновенно проповедовал Тихон III. После уже, по просьбе почитателей памяти святителя Тихона, он написал его и большей частью поместил в кратком описании жизни его, напечатанном дважды, в 1798 и 1799 годах.

46. Об избавлении от смертных случаев вот что рассказывает келейник его Иоанн, кроме случая на колокольне: "1) После такого происшествия, по случаю некоему ехал на верховой лошади полевой дорогой, лошадь та под ним начала его бить, так что он не в силах был и укротить, седло свернулось с ним под лошадь, и одна нога его заделась в стремена, и будучи видим им тот случай конечный к смерти его, на всем сильном своем скаку лошадь та вдруг остановилась, как кем воспящена. 2) На епархии Воронежской находясь, ехал он из дому архиерейского зимним временем в возке к некоторому из купцов, своему благодетелю, для посещения того купца болящего, одной парой лошадей (ибо он нередко езжал так); кучер, остановясь на дороге для поправки некоей около лошадей, к нему сзади возка стоящий келейник и верховой, ехавший при нем служитель, на подмогу кучеру сойдя, подошли, и по поправке той, не успел кучер сесть на передок, вдруг лошади поскакали с одним Преосвященным по Воскресенской улице, к Покровской церкви. Преосвященный, видя очевидную себе смерть и неудерживаемых идущими по той улице лошадей, отворив у возка дверцы, на всем скаку оных бросился он из возка, и так Бог его сохранил, что он почувствовал даже, что как бы его некто с обеих сторон под руку подхватили, стоя на ногах твердо, удивлялся благости Божией". Чеботарев пишет: "В Твери, когда еще архимандритом был и в Воронеже уже епархиальным архиереем, от лошадей при смертных случаях бывал".

47. В числе бумаг иеромонаха Тихона хранится еще выписка из журнала Святейшего Синода, от 14 мая 1787 г., о напечатании, по предложению митрополита Гавриила, книги свт. Тихона: "Наставление христианское", со включением кратких нравоучительных слов, в количестве четырех заводов. Выписка из журнала Святейшего Синода, от 3 июля 1794 г., о дозволении Московскому купцу Сыромятникову напечатать проповеди свт. Тихона, с краткими нравоучительными словами, наставление христианское и вновь сочиненное его жизнеописание.

48. Том II, предисловие.

49. Том VIII, стр. 60.

50. Том XI, стр. 214.

51. Том VI, стр. 324.

52. Том II, предисловие; том IV, стр.284; том VIII, стр. 17.

53. Том X, стр. 139.

54. Том X, стр. 182.

55. Том IV, стр. 8, 9.

56. Том ХV, стр. 189, 190.

57. Том XV, стр. 12; том XII, стр. 183; том XII, стр. 26, 84, 155, 303; том VIII, стр. 5.

58. Том VIII, стр. 173.

59. Том ХIV, 36, 37, 39.

60. Том IV, стр. 42.

61. Том IV, стр. 58.

62. Том IV, стр. 143.

63. Том IV, стр. 208.

64. Том IV, стр. 86.

65. Том IV, стр. 53.

66. Том IV, стр. 54, 55.

67. Том IV, стр. 212.

68. По видению во сне святителя Тихона, Машонов написал его образ. Святитель изображен в священнической ризе (святитель, бывши на покое, часто приобщался Св. Таин в священнич. ризе, с омофором), омофоре и митре, стоящим в молитвенном положении, с воздетыми горе руками, пред Владимирской иконой Божией Матери (чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Задонской обители), лежащей на аналое, пред Коей поставлен подсвечник с зажженными свечами. Вверху образа надпись: "Образ святого Тихона, епископа, нового чудотворца Задонского". Внизу означено: "Написан по первому видению, с повеления его, отставным прапорщиком Яковом Машоновым 1788 года, месяца июля". Икона сия в течение 73-х лет нисколько не изменила свежести красок.

69. Извлечено из подлинного дела, производившегося в Святейшем Синоде, о прославлении св. мощей святителя Христова и чудотворца Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, в 1846-1861 годах.

70. Сама Копейкина осталась не спрошенной, по случаю болезни после родов (в мае 1860 г.)

71. Надгробие имело аршин толщины, а под оным своды были глубиной в аршин с четвертью, сведенные из кирпичей большего формата того времени, стоймя, в два ряда. Надгробие, вместе со сводами, было толщиной в два аршина с четвертью. Надгробие обито было на поверхности досками со всех сторон и покрыто зеленым бархатом. Сверху надгробия лежала деревянная толстая доска, обложенная серебром с позолотой, с чеканным на ней рельефным изображением святителя Тихона, во весь рост, в архиерейском облачении, с крестом и Евангелием в руках, митрой на главе ; у ног чеканью изображен орел, - один из атрибутов святительского церковнослужения.

72. Мощи святителя и облачение на нем оказались влажными.

73. В 1851 году боковые стороны надгробия, доходившие до самого пола, сделаны из серебра; на них чеканкой изображены у главы святителя: рипиды, митра, жезл, дикирий и трикирий, у ног: глава Адамова и кости, с правой стороны: Новый Завет, с левой: Ветхий. В таком положении находились св. мощи до их торжественного открытия.

74. В отношении изъясняется Преосвященному Антонию Высочайшая воля о продолжения служения его Воронеж. церкви.

75. В городе, вблизи самой Задонской обители, находится улица, застроенная каменными и деревянными постоялыми дворами. Владельцы их, рассчитывая на большое стечение народа и желая воспользоваться сим для своих выгод, сошлись вместе и согласились отдавать комнаты в наем за большую цену; один же из них, бывши приглашен, не одобрил их намерения и не был на совети. Корыстолюбие возросло до того, что некоторые из них подавали голос продавать квас по 10 коп. серебром за стакан и продавать воду. На другой день после того, 18 июня, случился пожар в отдаленной части города. Огонь, охватив десяток деревянных домов, где начался, перекинулся чрез целую улицу на постоялые дворы и все их разрушил дотла. ла исключением дома, стоящего рядом с ними, хозяин коего не участвовал в нечестивом совете.

76. Любопытно было также видеть, как через головы перекидывались - еще до открытия св. мощей - куски холста, принесенные усердными богомольцами. Владетельницы холстов, стоя где-нибудь у стены, бросали их в толпу народа; те, на кого они падали, перебрасывали далее, и т. о., куски холста постепенно достигали церковной паперти, где их собирали в кучи. И это продолжалось непрерывно с утра до вечера...

77. Многие статьи из творений свт. Тихона переведены англичанами на их язык.

78. Святитель Тихон скончался 13 августа 1783 года.

79. Высокопреосвященный Исидор выразил желание, чтобы пожертвованные холст и вещи розданы были бедным: "Пусть святитель Тихон оденет ими нищих!" С теплой верой народ принимал приношения. Одна больная, живущая в Задонске женщина, несколько лет подвержена была тяжкой болезни. Получив кушак, принесенный в дар святителю, она опоясалась им с молитвой к угоднику Божию и выздоровела.

80. Тотчас после указа Св. Синода об открытии св. мощей напечатана особая служба с каноном святителю и чудотворцу Тихону, по которой отправлялось Богослужение в Задонске, в Короцке и в других местах, куда была возможность дойти ей.

81. Христианское Чтение, 1835 г., сентябрь, стр. 255-256.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Начало книги. Главы I - II

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава III

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава IV

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава V (начало)

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Главы V (окончание) - VI

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава VII

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава I

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава II

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (продолжение)

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.