 |
 |
 |
|
14 мая 2025 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий: "Мы русские люди, Православие всегда было нашей верой"
Интервью Главы Воронежской митрополии сетевому изданию РИА "Воронеж".
Беседа митрополита Воронежского и Лискинского Леонтия, Главы Воронежской митрополии, с генеральным директором РИА "Воронеж" Натальей Филь и главным редактором сетевого издания Денисом Пырковым в рамках подготовки интервью состоялась в кабинете Правящего Архиерея в Епархиальном управлении в предпасхальные дни.
На этой неделе на официальном портале сетевого издания был опубликован текст интервью. Предлагаем его вниманию читателей:
"Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, 24 октября прошлого года Владыка Леонтий стал Правящим Архиереем Воронежской епархии и активно включился во все процессы, происходящие в нашей области. Однако для многих жителей его личность остается загадкой. Какой жизненный путь прошел митрополит Леонтий, какие проекты начнутся под его руководством в епархии, как Церковь поддерживает участников СВО и их семьи, а также каким должен быть священник, чтобы к нему потянулись верующие, Владыка рассказал в интервью РИА "Воронеж".
"Я стал замечать, что когда читаю о Православии – у меня сердце радуется"
- Владыка, считается, что у каждого свой путь к вере, каким образом к ней пришли Вы?
- Я пришел к вере в самом начале 90-х годов. В то время, когда наступила религиозная свобода, многие люди жаждали духовности, искали Бога, изучали разные, порой экзотические религии. Появилось много различных сект, активно распространялось увлечение оккультизмом. Большую популярность приобрели восточные единоборства и связанные с ними религиозные практики. После десятилетий официального атеизма люди окунулись во все это буквально с головой.
Я тоже всем этим интересовался. Например, когда служил в армии, исполнял обязанности почтальона и подшивал газеты. В одной из них по пятницам был вкладыш: "Очевидное и невероятное", где описывались всякие удивительные случаи, выходящие за рамки законов нашего мира. Подобные истории производили сильное впечатление и невольно побуждали задуматься о вопросах веры. Вот так постепенно я пришел к осознанию того, что Бог есть.
Потом, когда я вернулся из армии, принял крещение в Православной Церкви. Не потому что считал, что в ней истина, а потому что мы русские люди, и Православие всегда было нашей верой. Но именно после Крещения и Причащения Святых Таин что-то пробудилось во мне, появилась любовь к Богу и ревность к вере, я начал видеть ту глубину, которая есть в Православии, изучать учение Церкви и, конечно, участвовать в Таинствах, которые преображают человека.
- То есть для Вас крещение было уже осознанным шагом?
- Да, это было мое сознательное решение, но, повторюсь, понимание веры было еще несколько размытым. Помню, я тогда выписывал журнал "Путь к себе", и там такой был буквально винегрет из разных учений верований! Статьи о Православной вере шли вперемешку с рассказами о буддизме, каких-то оккультных практиках и многом другом. Я стал замечать, что когда читаю о Православии – у меня сердце радуется, душа поет, мне все понятно. Начинаю читать другую статью – снова появляется какое-то смятение, в голове все смешивается в кашу. Тогда я понял, что мне просто не нужно читать все это постороннее, и стал изучать уже только православную веру.
- В одном из интервью Вы сказали, что отсчитываете свой возраст с момента Крещения, а не с даты рождения. Как понять такую метафору?
- Это в некотором роде шутка, но на самом деле человек, приходящий к Богу, попадает в иной мир, начинается совершенно другая жизнь. И поэтому, действительно, можно считать, что человек по-настоящему начинает жить лишь после Крещения. Потому этот видимый мир и человек, как венец творения, созданы Богом. Но для человека, у которого, в отличие от животных, душа бессмертна, уготован иной мир и иная жизнь – вечная. У человека совершенно другой уровень бытия. У него есть духовная составляющая: разумность и словесность, свобода духа, высокие цели и стремление к совершенству. И поэтому в Церкви в Таинстве Крещения действительно происходит рождение в новую жизнь во Христе для вечности.
- Чем Вы занимались до того, как решили связать свою жизнь с Церковью?
- У меня были разные увлечения. Очень нравилась биология, зоология, гуманитарная сфера. Но так сложилось, что бабушка у меня была главным врачом поликлиники от завода "Салют", а тетя – преподавателем в техникуме. И я пошел по технической линии, что тоже меня привлекало поступил в этот техникум. По окончании и службе в Армии поступил в Московский авиационно-технологический институт.
- Как родители восприняли Ваше желание все бросить и уйти в семинарию?
- Все это было сначала втайне. Я хорошо учился, получал повышенную стипендию, но душой был уже в Церкви. Летом я начал пропускать лабораторные работы в институте, чего раньше никогда не случалось, потому что готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию в Троице-Сергиевой лавре. Родители, почувствовав неладное, вызвали меня на кухню поговорить и спросили прямо: что происходит? Мама и папа у меня инженеры, выпускники Московского энергетического института. Поэтому, когда после семи лет получения технического образования я рассказал им, что выбрал другой путь – духовный, они меня просто не поняли.
Еще больше это непонимание проявилось спустя четыре года, когда на четвертом курсе семинарии я решил принять монашество. Но мама, с ее чутким сердцем, довольно скоро поняла, что это все-таки мое призвание. А папа некоторое время даже не хотел меня называть Леонтием. Так и говорил: я такого не знаю, вот Василия – знаю, а Леонтия не знаю. Потом мы его крестили, и очень скоро он всей душой воспринял Православие, сейчас гордится сыном.
"Я не вижу разницы между Сызранью и Воронежем в плане духовности людей"
– Как складывалась Ваша зарубежная учеба и, если можно так выразиться, карьера? Имеется в виду изучение греческого языка в Греции и служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме.
- Эти два эпизода на самом деле разделены 13-ю годами. В 2000 году я около года учился новогреческому языку в Патрах, поскольку был преподавателем древнегреческого в семинарии, и мне было необходимо освоить язык в полноте. Я не только учился, трижды ездил на Афон и в другие паломнические поездки, будучи уже иеродиаконом, служил разных монастырях и храмах. В Патрах у меня были, если можно так сказать, греческие родители – капитан дальнего плавания и его супруга. У них не было детей, и они меня полюбили как сына.
– Как Вы встретились?
– Я пришел посмотреть храм святого мученика Христофора в пригороде г. Патры. Там я познакомился с ними, и мы затем часто и много общались на самые разные темы. Каждый Божий день, возвращаясь из университета, я приходил к ним, они меня угощали кофе и мы беседовали на греческом языке.
А на Святую Землю я попал в начале 2014 года и служил там пять лет. Там я был членом Русской духовной миссии, был ответственным за взаимодействие с Иерусалимской Патриархией, переводил беседы Патриарха с русскими паломниками и нес другие послушания. Конечно, служил, проповедовал, исповедовал прихожан. Для меня это был замечательный период в моей жизни, какая-то особенная милость Божия
– Кстати, а почему новогреческий, а не древнегреческий? Ведь считается, что церковные книги, жития написаны именно на нем?
– Новогреческий – как дополнение к древнегреческому. Дело в том, что есть язык, на котором писали классики, древнегреческие авторы. Есть "Койнэ" – язык Нового Завета, упрощенный и усредненный в процессе эллинизации для восприятия иными народами, а есть язык Святых Отцов. Святые Отцы Золотого века писали на хорошем, правильном древнегреческом языке. Есть богослужебный язык – адаптированный древнегреческий, а есть язык новогреческий, на котором разговаривают современные греки.
Помимо основных форм языка в разные эпохи, существует еще много диалектов – их тоже необходимо понимать. Например, гомеровский диалект – он вообще даже на древнегреческий не очень похож, для него есть свой отдельный словарь. Есть еще "Кафаревуса" (Очищающий язык) – нечто среднее между древнегреческим языком и современным новогреческим. Это такой искусственный язык, много лет бывший официальным в Греции, на нем писали научные труды и говорили речи и проповеди.
К слову, сочинения преподобного Никодима Святогорца, которые я переводил, написаны как раз в подобном стиле. Поэтому для работы с подобными текстами нужно, что называется, плавать как рыба в воде среди этих форм и диалектов, знать и древний, и новый язык, и все промежуточные стадии. Благодаря изучению языка я впоследствии много лет всерьез занимался переводческой деятельностью.
– После возвращения в Россию Вы были настоятелем монастыря на Урале, на Ганиной яме, а также епископом в Сызрани. Отличаются ли жители разных уголков нашей страны с точки зрения веры? Или мы все-таки одни люди?
– Во Христе нет ни эллина, ни иудея, все люди одинаковые. Что касается паствы, я около 15 лет исповедовал людей, мне это очень нравилось. Исповедь – это форма глубокого искреннего общения с человеком, где можно получить представление о качестве паствы. Около 10 лет я исповедовал в Троице-Сергиевой лавре, куда приезжают люди со всей России. Потом оказался на Святой Земле и там тоже исповедовал. Вот там паства отличается. В основном это люди, которые по разным причинам, по большей части в поисках лучшей жизни, переехали в Израиль. Судьбы запутанные, многие жалеют и тоскуют по России. У них есть какие-то свои особенности, причем это совсем не зависит от национальности. Евреи, русские и т. д. – не важно, у них дух какой-то другой. Хотя и в Израиле были замечательные люди, настоящий идеал православного христианина. А когда я вернулся в Россию, то уже не исповедовал, поскольку стал игуменом монастыря, но все равно общался с православными людьми. И, конечно, здесь уже снова ощущался наш дух. И здесь, в Воронеже, как и в Сызрани, я не исповедую, поэтому такого тесного духовного контакта с людьми, как у священников, у меня нет. Но люди все замечательные, люди православные. Я не вижу разницы между Сызранью и Воронежем в плане духовности людей, которые ищут Бога.
"Каждый сможет приложиться к мощам своего Небесного покровителя"
– Вы почти полгода являетесь Правящим Архиереем. А если немножко, что называется, отмотать пленку назад – каково Ваше впечатление о Воронежской митрополии?
– Мне все понравилось и до сих пор нравится. Может быть, потому что я здесь недавно. В Воронеже очень активная жизнь, люди в большинстве своем верующие, причем даже власть имущие. Это сознательные люди, которые служат Богу и Отечеству, – вот это очень нравится. Понравилось то, как в епархии устроены отделы.
Вообще многие традиции и проекты работают как часы. Сейчас я начинаю вникать уже более подробно, и у меня появляются планы что-то изменить, улучшить. Но в любом случае все проекты мы будем развивать и дальше.
– Расскажите о проекте оформления ковчегов со святыми мощами. Это продолжение проекта, который Вы начали еще в Сызрани?
– Этот проект, наверное, можно назвать моим хобби, мне это нравится. В Сызрани я хотел представить людям небольшое собрание мощей для доступа и поклонения, чтобы можно было в любое время дня прийти и помолиться святым перед их мощами. И в процессе реализации этого проекта число святынь выросло от 40 до почти 200 мощей, которые сейчас пребывают в Сызрани. Там мы изготовили для них четыре ковчега, которые украшены изящной резьбой, серебром с драгоценными камнями.
А в Воронеже этот проект развивается дальше, и по мере того, как я занимаюсь этим, Господь посылает больше мощей. И сейчас мы планируем представить людям для поклонения более 500 мощей святых угодников Божиих. В процессе работы над проектом меняются технологии. Сейчас помимо серебряных украшений, позолоты и драгоценных камней, которые будут уже более крупными, появятся эмаль, жемчуг, какие-то другие элементы. Мощевик будет украшен бронзовыми вставками, все это будет очень красиво.
Планируется изготовить 9 ковчегов с разделением по ликам святых. Причем некоторые лики планируется разделить – например, святителей на вселенских и русских, преподобных тоже на вселенских и русских, мученики отдельно мужского рода и отдельно женского, каждый мощевик по 56 частиц. Отдельный ковчег планируем посвятить новомученикам, еще один ковчег – с мощами князей и блаженных.
Это большой проект, который, конечно, очень важен и нужен людям. Потому что практически каждый сможет приложиться к мощам своего Небесного покровителя. Важно и то, что это будут мощи известных святых, всем нам знакомых и близких. Каждый сможет найти там святого по сердцу, которому можно помолиться и обратиться с той или иной просьбой. Ведь поклонение мощам подразумевает живую духовную связь со святыми, это как окно в духовный мир, телефонная линия. Мы знаем, что святые, как и все люди, были разными, у каждого были свои подвиги и свои дары от Бога, чтобы помогать просящим.
Важна и просветительская составляющая проекта. Чтобы каждый приходящий мог сориентироваться в этом внушительном списке имен, при мощевиках планируется установка интерактивных информационных стендов. С их помощью будет легко найти имя того или иного святого, прочитать его житие и найти частицу среди мощевиков. Для этого будет нужно всего лишь начать набирать на сенсорном экране первые буквы имени, а затем выбрать из выпадающего списка имен необходимое.
– Где будут находиться ковчеги со святыми мощами?
– Все это планируется разместить в Благовещенском соборе на первом этапе проекта, который предполагает создание 9 ковчегов с частицами мощей разных святых. А затем, на втором этапе, мы планируем сделать еще 4 ковчега со святынями, но они будут выглядеть уже иначе – оформление будет более изысканным, там будут серебряные иконы. И хотя там тоже будут мощи, например, все Апостолы от 12-ти и Евангелисты, все Жены-мироносицы, но основной акцент будет уже на святынях, таких как Животворящий Крест, Ясли Христовы, Риза Христа, Риза Божией Матери и др. Ковчеги будут посвящены разным темам: Христо-Рождественский, Кресто-Воскресный, посвященный Тайной Вечере и Богородичный.
Информация по этим святыням также будет размещена в информационных стендах, чтобы о каждой святыне, ее истории и происхождении можно будет почитать, узнать о святых и о событиях, о которых прихожанин, возможно, никогда и не слышал.
– Могут ли воронежцы оказать помощь в оформлении ковчегов?
– Сейчас открыт сбор средств как на сайте Благовещенского собора, так и непосредственно в храме. Поэтому любой желающий может сделать свой посильный вклад в это благое начинание, перевести деньги, принести старые украшения или серебряный лом. Пусть это будет и небольшое пожертвование, все равно для человека это будет очень полезно и поможет ощутить свою причастность к общему богоугодному делу. Потом, приходя в собор, он будет осознавать, что здесь есть и его вклад, и дорожить этими святынями. "Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет", – говорит Господь. То, на что мы жертвуем, показывает любовь сердца, украшая мощи святых, мы больше располагаемся к ним любовью. А они тогда больше о нас заботятся, потому что любовь их ищет повода.
"Те, кто прошел через боевые действия, воспринимают жизнь уже на другом уровне"
– Сейчас наша страна переживает сложный период, речь, конечно же, в первую очередь о проведении специальной военной операции на Украине и санкциях. Изменилась ли вера у людей в связи с этими серьезными событиями? С чем люди сейчас приходят в храмы?
- Господь испытывает Свою Церковь различными способами. Бывают трудности внутренние – ереси и расколы, бывают гонения на веру извне, есть и много иных испытаний. Когда была эпидемия коронавирусной инфекции, мы видели, как многие, кто посещал храм, что называется, по привычке, перестали приходить в церковь, мы потеряли какую-то часть своих прихожан. Это очищение Церкви от людей посторонних, которые приходят не за спасением души, не осознанно, им нужен не Господь Сам по Себе, а какие-то выгоды.
Теперь идет СВО. Конечно, это испытание. Люди стали чаще приходить в храм, потому что и сами воины, и их родственники понимают: если не Бог, то кто защитит тебя или твоего близкого человека от шального осколка? Остается только молиться, чтобы Господь покрыл. Есть много свидетельств того, как спасает молитва. В тех ситуациях, где обычно не выживают, человек, о котором молятся и который сам совершает молитву, остается невредимым!
Испытания не только духовно очищают Церковь, но и делают людей более глубокими. Мы видим, что те, кто прошел через боевые действия, воспринимают жизнь уже на другом уровне, становятся духовно зрелыми. Знают – где правда, а где ложь, где любовь, а где ненависть, где верность, а где предательство. Утверждаются в вере, познают настоящую дружбу и любовь, избавляясь от эгоизма. И так же, как и в серьезной болезни – такой, например, как рак, – тот процесс духовного созревания человек проходит ускоренно. Господь любит нас не только во временных рамках этой жизни, но заботится о нашей вечности. Потому и попускает встряски, чтобы мы успели созреть и принести плод. Чтобы мы были достойны вечной жизни и как спелые колосья были положены в житницу Царства Христова.
Ведь сейчас много людей незрелых, особенно когда нет никаких трудностей в жизни. В таких условиях человек растет словно дикая трава, а Господь всех нас таким образом культивирует, и личности, и семьи, и общество в целом. Мы начали наконец исторгать из своей среды ложные ценности, чуждые нам идеалы – тех, кто никогда не любил свое Отечество, мы начали сплачиваться вокруг созидательных идей, вокруг незыблемых ценностей нашей цивилизации.
– Недавно Вы подписали соглашение с Комитетом семей воинов Отечества о том, что будете помогать в реабилитации ветеранам СВО, их семьям. Чем конкретно могут помочь священники?
– Человек, прошедший через такие испытания, неизбежно получает душевные травмы. Его психика подвергается интенсивному разрушающему воздействию. Человеку не свойственно убивать, это калечит его душу. И, конечно, люди, прошедшие войну, требуют реабилитации. А Церковь – самое подходящее для этого место. Потому что Господь прощает грехи, залечивает раны и возрождает душу. И священник – это человек, которому дана духовная власть от Самого Бога, он Его представитель. Он и совершает Таинства, и как человек может выслушать, и как психолог утешить, понять, помочь человеку разобраться с его мыслями и переживаниями, осознать свое состояние.
А что касается конкретики, у нас есть священник, протоиерей Евгений Лищенюк, ответственный за это направление. Он ездит по стране, выступает с лекциями, его как специалиста наперебой приглашают на подобные мероприятия по всей России. У отца Евгения есть небольшой реабилитационный центр для вернувшихся с фронта воинов, где они адаптируются к мирной жизни. У них есть кузница, какие-то мастерские, где люди объединяются по интересам, помогают тем, кто еще сражается. Идея в том, чтобы они могли прийти туда как к себе домой и не объяснять, не доказывать что-либо посторонним людям, а общаться на одном языке с такими же ветеранами, заниматься каким-то общим делом. И в этом общении человек успокаивается, снова обретает душевный мир, особенно если он делает что-то полезное. Вот такие условия мы стараемся создавать.
Соглашение же с региональным отделением КСВО мы подписали потому, что с началом конфликта было много подобных организаций, сообществ, которые помогали фронту, но постепенно их число уменьшалось, и теперь их остаются десятки, если не единицы. Люди, к сожалению, с годами конфликта устают от благотворительной деятельности, но только не Церковь. Поэтому нам важно вместе с общественными организациями координировать свои действия, помогать друг другу, где-то контролировать – потому что случаются порой и злоупотребления. Церковь, как мощная общественная организация, конечно, не может оставаться в стороне от этого общего дела. Да, такие объединения, как КСВО, делают очень много, но вместе – мы можем с Божией помощью действительно свернуть горы.
– Все ли священники готовы к диалогу с людьми, прошедшими суровые испытания?
– Духовник – это врач душ. И любой священник уже по определению должен с любовью принять и выслушать любого человека, постараться его понять, что-то посоветовать, утешить. Но у нас есть батюшки, которые общаются с воинами уже как профессионалы – ездят на фронт и участвуют в разных мероприятиях. Они могут и других священников научить, проинструктировать: как вести себя с такими людьми, как они сами себя ведут, что для них важно. Это очень важный опыт, потому что помимо непосредственно добрых дел необходимо уметь правильно общаться с такими людьми.
"Мы начали наконец исторгать из своей среды ложные ценности, чуждые идеалы"
– Сейчас в обществе и СМИ много говорится о традиционных ценностях. Причем у каждого определение этих ценностей – свое, иногда довольно кардинальное. Например, философ Дугин говорит: давайте мы переселим людей ближе к природе, в деревни. Что для Вас и для Церкви является традиционными ценностями?
– Традиционные ценности – это то, чем люди живут веками. Например, у каждого из нас есть совесть, как некий внутренний нравственный закон, который одобряет наши мысли и действия или осуждает их. И жизнь по совести – это и есть одна из основных традиционных ценностей. Если говорить о качествах человека – то это доброта, верность, способность миловать и любить. Все это человек в избытке получает в Церкви.
Есть институт семьи – это тоже важнейшая традиционная ценность. Потому что Сам Бог устроил так, что мужчина и женщина создают семью, рожают детей, которых они воспитывают в добре, делают их достойными гражданами. Несомненно, к традиционным ценностям относится и наша Православная вера, потому что она из века в век хранилась у нас на Руси и стала определять нас уже на генетическом уровне: мы жертвенные, мы добрые, мы помогаем другим. Общинность – тоже традиционная ценность, поскольку человек в обществе является частью единого целого.
Все это и есть наши традиционные ценности. А вот, к примеру, желание жить, следуя лишь своим прихотям, эгоизм, который мы наблюдаем повсеместно, свобода произвола, в которой человек переступает все Божеские и человеческие пределы, – это уже ложные ценности, навязанные нам, как правило, Западом.
Да, у Дугина есть теория, что многодетность зависит, например, от того – живет человек в квартире или в деревне. Конечно, для русских людей традиционно жить на земле, но это не ценности, это просто какие-то проекты и социальные теории. Более того, я уверен, что в будущем люди сами будут с радостью уезжать из города в деревню, потому что это более здоровый образ жизни. Но традиционные ценности все-таки о другом – о том, какими нас создал Бог и что для нас является благом в духовном смысле.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Хорошо иметь семью, рожать детей, которые будут о тебе заботиться в старости. Хорошо веровать в Единого Истинного Бога, оказывать любовь другим людям, жить мирно со всеми и многое другое. Конечно, Церковь – это институт, который проповедует подобные идеи, прививает их людям. Но все же следует понимать, что у Нее более высокая цель – Церковь готовит людей к вечности, она дает человеку благодать, возможность соединения с Богом. Но прежде чем становиться Богом по благодати, по дару, нужно стать настоящим человеком. Поэтому Церковь и делает из нас людей, способных миловать, любить, помогать, быть добрыми и ответственными.
– Считается, что священники – проводники традиционных ценностей. Но среди них есть и блогеры, и байкеры, и пауэрлифтеры. Есть священники, которые едут в зону СВО. Какими вообще должны быть священники, чтобы пользоваться авторитетом у прихожан?
– Все люди разные, и батюшки здесь не исключение. Потому что они приходят в Церковь из того же общества, что и все люди. И это, пожалуй, неплохо. Ведь кому-то будут нужны одни качества священника, другому – иные. Бывает, что в одном храме служит пять батюшек, и всех прихожане любят, каждый обращается к священнику, в котором находит что-то близкое лично для себя. И естественно, что у разных священников бывают разные направления деятельности, сильные стороны, могут быть даже увлечения. Но я думаю, что батюшка должен быть прежде всего пастырем. Все остальное – это уже какие-то личные предпочтения, хобби. И если это не что-либо предосудительное, почему нет? Но суть служения священника в том, что он помогает людям встать на духовный путь и идти к Богу. Поэтому вера у батюшки должна быть не просто "в душе". Настоящая вера всегда проявляется в делах, в том, как ты научился любить и жертвовать собой. Это первая обязанность священника, его слава и достоинство.
"Идите к Богу, Господь вас зовет в Свои объятия! Он дал вам Церковь на Земле!"
– Давайте представим, что у Вас есть возможность обратиться ко всем жителям области, и воцерковленным, и редко посещающим храмы. Какие напутствия Вы бы им дали? Пусть это будет слово Архипастыря на светской площадке, например в РИА "Воронеж".
– Люди ходят своими путями, ищут каких-то благ, чего-то хорошего для себя, но, к сожалению, не замечают, что Бог дает им все. Бог устроил пир, на который зовет всех: придите, все уже готово! А люди говорят: мне нужно пойти туда-то, уж извини – я не приду. Есть в Евангелии такая притча – О званных на пир, которая очень точно это описывает. И люди просто не знают – где настоящее счастье и настоящая радость.
Бог создал этот мир, в котором мы рождаемся, живем и умираем. Но Христос в Евангелии прямо сказал, что нам надлежит родиться второй раз, потому что кто не родится от воды и Духа – не войдет в Царство Божие (Ин. 3:5). Каждый из нас должен родиться однажды для временной жизни, а другой раз – для жизни вечной, т. е. войти в Церковь Христову через Таинство Крещения. А дальше начинается подготовка к вечности, и это совершенно удивительный путь. Не потому, что человек сам достигает чего-то, что-то узнает, как-то сам себя изменяет, а потому что Бог зовет его к Себе. И всякого, кто откликнется, Он обнимает, окружает заботой, посылает ему нужных людей, дает знание, зовет к совершенству и показывает путь. Зерно веры растет, чтобы заполнить все сердце. Это очень интересно, и хочется, чтобы люди откликнулись на зов Божий.
Потому что если ты не вошел в дом – ты не можешь понять, что внутри. Можно рассуждать о вере, о жизни святых, но ты все равно это не поймешь, потому что далек от этого. Поэтому я приглашаю вас: идите к Богу, Господь вас зовет в Свои объятия! Он дал вам Церковь на Земле. Прийти к Богу только своими силами, своими ногами невозможно, но на то и дается человеку в Церкви благодать Божия, Святые Таинства. Нужно всего лишь начать.
Нужно прийти, преодолев все препятствия и отговорки, исповедоваться, очистить душу, причаститься Святых Таин – и это будет началом восхождения в Небесный Иерусалим. Как я уже сказал, это очень радостный путь, это открытие совершенно других измерений жизни. Поэтому хочется всем пожелать оставить свою суету в этом мире и встать на единственный подлинный путь. Не обязательно бросать все – можно заниматься своей профессией, своей семьей, сохранить какие-то увлечения, но при этом быть человеком церковным, приходить в храм и участвовать в Таинствах.
А дальше уже сам Господь, сама благодать Божия совершает этот процесс спасения, преображения человека – он становится другим. Не случайно Христос в Евангелии приводит образы малой меры закваски, которая заквашивает и заставляет подниматься все тесто, и маленького зернышка, которое, попадая в землю, прорастает – и никто не видит, как оно растет. Но затем из него вырастает огромное дерево.
Господь пришел вложить в наше сердце эту искру веры и любви к истине, чтобы она разгорелась в огонь Божественной любви. Все это происходит в Церкви, поэтому я приглашаю всех не быть сторонними наблюдателями, а сделать шаг к Богу, и тогда Он возьмет вас на Свои руки и поведет в Свои Небесные обители, прекрасные настолько, что и представить себе невозможно, в Свое Царство, о котором апостол Павел сказал: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9)".
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Интервью с митрополитом Леонтием на портале сетевого издания РИА "Воронеж"
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Глава Воронежской митрополии встретился с генеральным директором РИА "Воронеж"
|
 |