Сегодня 21 сентября 2020 года, ПОНЕДЕЛЬНИК, (8 сентября по ст. стилю)
В Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил воскресное богослужение в ...  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий рукоположил диакона Илию Григоренко во иерея.  >>>
"Белый цветок - 2020": продолжая традиции благотворительности  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий принял участие в торжественном мероприятии, посвященном 100-летию со дня образования ...  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжественный акт по случаю 275-летия Воронежской духовной семинарии  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

29 мая 2016 г • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Благовещенский кафедральный собор

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Семилукский Сергий, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.

Во время чтения часов митрополит Сергий совершил поставление во чтеца воспитаника 4 курса пастырского отделения Воронежской Духовной семинарии СЗО Николая Квасова, а Божественной литургией рукоположил его во диакона.

По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.

После пения запричастного стиха было оглашено Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с Международным днем защиты детей (см. ссылку внизу страницы), а по завершении богослужения произведен сбор пожертвований на нужды находящихся в кризисной ситуации беременных женщин и мам с детьми.

О вероучительном и духовном значении Недели о самаряныне:

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель обращает внимание верующих на события, непосредственно связанные с Воскресением Господа Иисуса Христа. Светлая седмица проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая Неделя по Пасхе - в воспоминаниях об уверении святого апостола Фомы; в Неделю третью воспоминается, как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Христов жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие Недели в церковных службах, наряду с прославлением Воскресения Христова, вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения. Это чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного, а в нынешний воскресный день - обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя мира.

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями? Как в Воскресении, и в этих событиях действует спасающая людей сила Божия. Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."

Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Это видно на примерах расслабленного и слепорожденного: первый 38 лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и может сам нести свою постель (Ин. 5, 1-15); второй - всю жизнь, от рождения, ничего не видел, но послушался Господа Иисуса и обрел зрение не только телесное, но и духовное, исповедав Иисуса Христа Сыном Божиим (Ин. 9, 1-38).

Чем знаменателен пример самарянки? Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.

Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такой путь за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.

Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).

Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову, она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).

Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки, мы можем заметить еще два.

Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.

Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".

И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).

Согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).

В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы: поклоняться Отцу (то есть первому Лицу Святой Троицы), в Духе, (третьем Лице Святой Троицы) и Истине (то есть втором Лице Святой Троицы) - вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6). Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!

Итак, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.

Поэтому вспоминаемое сегодня событие, - беседа Христа Спасителя с самарянкой, - является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, открытым для нас Воскресением Христовым.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с Международным днем защиты детей





ФОТОРЕПОРТАЖ:
































© Воронежская митрополия - 2011-2020 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.