Накануне праздника Богоявления митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение всенощного бдения в Благовещенском кафедральном соборе
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Началось всенощное бдение чтением великого повечерия. Трижды открывались Царские врата при пении хорами торжественных, главных песнопений праздника: ветхозаветного библейского текста св. пророка Исаии "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!", а также тропаря "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." и кондака "Явился еси днесь вселенней...".
По чтении вседневного великого славословия был совершен чин литии - прилежного моления о всем мире - и освящение хлебов.
Описание события Крещения Господа Иисуса Христа дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34). Его духовный смысл изъясняется в стихирах, канонах и иных молитвословиях праздника, которые мы слышим за богослужениями.
"Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих..." (3-я стихира на стиховне).
"Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха" (тропарь на водоосвящении).
Приходя в храм на богослужение, мы не просто воспоминаем события многовековой давности, - пред нами рассеивается тьма веков и мы духовно предстоим тем священным событиям. Именно это Церковь подчеркивает в воспеваемом на полиелее величании праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради НЫНЕ плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских".
При попеременном пении величания праздника духовенством, хорами и молящимися, митрополит Сергий совершил полное каждение храма. После антифона и прокимна Архипастырь прочитал евангельское зачало, повествующее о Крещении нашего Господа Иисуса Христа: "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". (Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).
Затем митрополит Сергий совершил помазание освященным елеем.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРАЗДНИКЕ:
"Празднуя святое Богоявление, перенесемся мыслию на самое место события, и будем разумно внимать происходившему там! – призывает нас в Слове на Крещение Господне святитель Феофан Затворник. - Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьяго волоса, с поясом усменным о чреслех своих (Мк. 1: 6). Его окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящаго от воды Сына человеческаго. - Они больше ничего и не видят. - Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном, минуя сие видимое всем, установите внимательный взор на то, что не всем видимо, - на небо отверзтое, голубя сходяшаго и глас слышанный: "Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих!" (Мк. 1: 11). Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивнаго видения! О! кто даст слову нашему силу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасех на Иордане явившагося!.." (Святитель Феофан Затворник. Слово на Крещение Господне).
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Богослужебные тексты Крещенской утрени с русским переводом
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Слава явившемуся Богу, и на земли виденному, и просветившему мир" (Стихира праздника Богоявления)
|