Сегодня 30 сентября 2020 года, СРЕДА, (17 сентября по ст. стилю)
Сюжет телеканала "Союз": Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил закладной камень в основание строящегося ...  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий рукоположил диакона Илию Григоренко во иерея.  >>>
"Белый цветок" - 2020  >>>
Сюжет телеканала "Союз": Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил закладной камень в основание строящегося ...  >>>
Сюжет телеканала "Союз": В зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялся торжественный акт, посвященный 275-летию ...  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

27 августа 2020 г •

"Дивны Твоя тайны, Богородице: Вышняго престол явилася eси, Владычице, и от земли к Небеси преставилася eси днесь..." (Стихира праздника Успения Пресвятой Богородицы)

Всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил всенощное бдение и чин погребения Богородицы с похвалами на 17-й кафисме. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Богослужебные песнопения молитвенно воспевал митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.

На Великой вечерне была совершена лития - прилежное моление о всем мире - и благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

После чтения шестопсалмия, при пении особых тропарей "Благообразных ученик лик...", из алтаря на середину храма была изнесена плащаница Пресвятой Богородицы - иконописное изображение почившей Божией Матери. Митрополит Сергий в сопровождении священников и диаконов со свечами и кадилами, возвышенно держа у своей главы, изнес из алтаря Плащаницу и вложил ее в икону праздника, размещенную в центре храма.

Затем у Плащаницы были прочитаны "Похвалы" - умилительные погребальные тропари, чередующиеся со стихами 118 псалма (17-й кафизмы):

"ЖИЗНЬ ВО ГРОБЕ ПОЛОЖИЛСЯ ЕСИ ХРИСТЕ, И МАТЕРЬ ЖИВОТА ПОЛАГАЕТСЯ: СТРАННОЕ ВИДЕНИЕ АНГЕЛОМ И ЧЕЛОВЕКОМ.

МАРИАМ, КАКО УМИРАЕШИ, ЖИЗНЬ ВЕРНЫХ? КАКО ГРОБ ВМЕСТИ ТВОЕ ТЕЛО, ВМЕСТИВШЕЕ НЕВМЕСТИМАГО ВСЕМИ?

ОКРЕСТ ОДРА ТВОЕГО ПРЕДСТОЯЩЕ, ТЕПЛЕ ВЗЫВАЕМ ТЕБЕ, ДЕВО: ПОМИЛУЙ, ВСЕСВЯТАЯ, СПАСИ ВСЕХ ВЕРНЫХ.

НЫНЕ ПРИЯТ НЕБО ПРЕСЛАВНО ЦАРИЦУ ВСЕЛЕННЫЯ, И ВЕСЕЛИТСЯ, ЦАРСТВУЮЩУЮ ЗРЯ С БОГОМ.

АЩЕ И СОКРЫВАЕШИСЯ ВО ГРОБЕ МАЛЕМ, ДЕВО, НО САМОЕ НЕБО ТЕБЕ ОТВЕРЗЕСЯ, И НА ПРЕСТОЛ ПРИЯТ ТЕБЕ БОГ.

НЕ ОСТАВИ НАС НЫНЕ СИРЫХ, МАТИ, ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО НЫНЕ ВЗЕМЛЕМА, СОПРЕБЫВАТИ ИМУЩАЯ СЫНУ И БОГУ.

О РАДОСТИ НЕИЗРЕЧЕННЫЯ! О ЧЕСТИ БЕЗМЕРНЫЯ! МАРИАМ СО ИИСУСОМ СЫНОМ СВОИМ ЦАРСТВУЕТ НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ".

Похвалы на 3-й статии были пропеты духовенством с певчими мужского хора на распев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры:

"РОДИ ВСИ (т.е. все поколения, народы и племена) ПЕСНЬ ПОГРЕБЕНИЮ ТВОЕМУ ПРИНОСЯТ, ДЕВО.

В РАДОСТЬ СЫНА ТВОЕГО ОТХОДИШИ БОГОМАТИ, И ВЕСЕЛИШИСЯ И РАДУЕШИСЯ.В РАДОСТЬ СЫНА ТВОЕГО ОТХОДИШИ БОГОМАТИ, И ВЕСЕЛИШИСЯ И РАДУЕШИСЯ.

СЛАВА ТЕБЕ, БОГОРОДИЦЕ, СЛАВА ТВОЕМУ РОЖДЕСТВУ, СЛАВА И УСПЕНИЮ!".

По окончании 3-х статей с похвалами хор воспел торжественные, наполненные радостью победы над смертью тропари:

"БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

ПОЧТО РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ, БОГОПРОПОВЕДНИЦЫ, РАСТВОРЯЕТЕ? ПРИШЕД БЛИЗНЕЦ, СВЫШЕ ВРАЗУМЛЯЕМЬ, ПРИГЛАШАШЕ АПОСТОЛОМ: ВИДИТЕ ВЫ ПОЯС, И УРАЗУМЕЙТЕ, ДЕВА ВОСКРЕСЕ ОТ ГРОБА.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

УЧЕНИК, НЕВЕРИВЫЙ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВОСКРЕСЕНИЮ СЫНА ТВОЕГО, НЫНЕ УВЕРЯЕТ ПРОЧИХ О ВОСТАНИИ ТВОЕМ, ГЛАГОЛЯ: РЫДАНИЯ ВРЕМЯ ПРЕСТА, НЕ ПЛАЧИТЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ЖЕ ДЕВЫ РЦЫТЕ.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

БОГОНОСНЫМ, ДЕВО, УЧЕНИКОМ СОБРАВШИМСЯ КО ГРОБУ ТВОЕМУ И РЫДАЮЩИМ, ЯВИВЫЙСЯ ФОМА РЕЧЕ, ГЛАГОЛЯ: ЧТО С МЕРТВЫМИ ЖИВУЮ ПОМЫШЛЯЕТЕ? ВОСКРЕСЕ БО, ЯКО БОГА РОДИТЕЛЬНИЦА".

Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях. В них подчеркивается, что воскресение Христа Спасителя открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11:25). На Пресвятой Деве Богородице эти слова Христа исполнились явственно пред ликом святых апостолов и несомненны для всей православной Христовой Церкви.

При совершения полиелея митрополит Сергий возгласил Евангельское зачало, возвещающее о прославлении Матери Божией всеми народами земли, а затем совершил помазание духовенства и прихожан освященным елеем.

По 6-й песни канона духовенством кафедрального собора у Плащаницы был пропет кондак праздника "В молитвах неусыпающую Богородицу..." напевом Киево-Печерской Лавры, а по 9-й песни - светилен: "Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой" (аудиозапись пения - см. ссылку внизу страницы).

По Великом славословии, при пении Трисвятой песни погребальным напевом, святая Плащаница была обнесена вокруг Благовещенского кафедрального собора, что символизировало шествие апостолов с телом Пресвятой Богородицы в Гефсиманский сад, к месту Ее погребения.

ОБ УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (из книги "Закон Божий" прот. Серафима Слобдского):

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие – 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии Небесной славы.

Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь: Он воскресил Ее и вознес к Себе с пресвятым телом, возвысив Ее выше всех ангелов Своих, отчего мы прославляем Матерь Божию как "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим".

Тропарь праздника, глас 1:

"В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".

(Перевод: Ты, Богородица, при рождении Господа Иисуса Христа осталась Девою, и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (т.е. Христа), Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от вечной смерти души наши).



ПРИСОЕДИНЕННЫЙ ФАЙЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ):
Светилен праздника Успения Пресвятой Богородицы в исполнении духовенства Благовещенского кафедрального собора - 1 171.0 kb    


ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты Чинопоследования Погребения Пресвятой Богородицы





ФОТОРЕПОРТАЖ:
































© Воронежская митрополия - 2011-2020 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.