Сегодня 6 декабря 2024 года, ПЯТНИЦА, (23 ноября по ст. стилю)
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил торжества по случаю памяти первого епископа Воронежского святителя Митрофана  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Молодежный отдел Лискинского благочиния организовал концерт, посвященный Дню инвалида  >>>
В Воронеже открылись ежегодные Митрофановские церковно-исторические чтения  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил торжества по случаю памяти первого епископа Воронежского святителя Митрофана  >>>
Глава Воронежской митрополии побеседовал с преподавателями и воспитанниками Воронежской духовной семинарии  >>>












































Рейтинг@Mail.ru

18 марта 2024 г •

"Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго" (Ирмос 2-й песни Великого канона)

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Благовещенском кафедральном соборе.

Вечером в понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского читается на великом повечерии течение первых четырех дней Великого поста. Этот канон называется "Великим", поскольку содержит более 200 тропарей (в обычном каноне их обычно не более 40), а также в силу богатства и разнообразия своего богословского содержания. Тема покаяния в нем раскрывается в контексте христианского учения о пороках и добродетелях. Многочисленные примеры покаяния, праведности и греховной жизни, заимствованные из Ветхого и Нового Заветов, проецируются на жизнь самого христианина, от лица которого написан канон.

В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, представленные в свете духовного назидания. В тропарях канона события и персонажи Священной Истории представляют нам высокие образцы святой жизни, или, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Уже самые первые слова его - "Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало нынешнему рыданию", – настраивает душу на скорбь и покаяние, к "уязвлению сердца".

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: "Первозданнаго Адама преступлением поревновав (прилежно подражав), познах себе обнаженна от Бога…" (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: "Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл" (песнь 1). Или другой пример: "Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми" (песнь 2).

Если святой Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: "Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно (всегда) беззаконнующи" (песнь 5).

Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу Спасителю: "Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся" (песнь 3); "Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса" (песнь 4). Единственный путь очищения, по мысли преподобного Андрея, – во Христе, через трезвение, подвиг, несение своего жизненного креста вслед за Ним...

Великий канон преподобного Андрея Критского основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника и других святых отцов и учителей Церкви.

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, "уязвления сердца", совлечения с себя ветхого, умерщвленного грехами человека и облечения в нового Адама - Христа Иисуса, Господа нашего.

Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста с параллельным русским переводом можно прочитать, перейдя по ссылке внизу этой страницы.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста с параллельным русским переводом





ФОТОРЕПОРТАЖ:











































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.